«Хожу к ним как на дежурство». Судебные приставы «умножили» долги саратовчанки в пять раз, но не спешат исправлять ошибку
В небольшом коридоре под лестницей по вторникам и четвергам перед дверью постоянно можно наблюдать толпу людей – посетителей отдела Федеральной службы судебных приставов по Волжскому району Саратова, а если быть более точным – здания, в котором данное учреждение располагается. К самим приставам из-за угрозы коронавируса никого из визитеров теперь не пускают. Вместо этого в приемные дни организована своеобразная «удалёнка»: периодически к гражданам выходит молодой человек, по очереди выслушивает имеющиеся вопросы – в основном это различные жалобы на незаконные действия ФССП, после чего уходит, передавая их непосредственно приставу-исполнителю.
«Вернуться назад такой курьер-пристав может и через 30 минут, и через час. При этом ответы его в основном звучат примерно так: «Что вы от меня хотите?», «Я не знаю», «Будем выяснять», «Приходите в следующий четверг». А когда возмущенные посетители ему говорят, что они уже два года впустую по четвергам или вторникам сюда ходят, то он им отвечает, что пишите жалобы, а я вам лично ничем помочь не могу», – рассказывает жительница Саратова по имени Елена, попросившая не публиковать её фамилию (редакции «Свободных новостей» она известна).
Свидетелем подобных картин в последнее время женщина оказывалась гораздо чаще, чем ей хотелось бы. По решению суда саратовчанка должна была выплатить 81 тысячу рублей в качестве возмещения ущерба, возникшего в связи с затоплением соседней квартиры.
«Я планировала окончательно закрыть долг, который к сентябрю составлял, как я думала, порядка 25 тысяч рублей. Положила на свою карту 50 тысяч, рассчитывая, что половину спишут приставы, а другая половина пойдет на отпуск – я хотела съездить на море. Но в итоге с меня сняли все деньги, которые были на счете, до нулей!» – возмущается собеседница.
После такой неприятности шокированная женщина отправилась в банк, где выяснилось, что пристав Волжского РОСП Маргарита Смирнова в течение мая 2018 года пять раз направляла туда постановления о взыскании денежных средств со счета Елены в рамках одного и того же исполнительного производства. В связи с этим задолженность женщины в представлении банка составляла не 81 тысячу рублей, а в пять раз больше, из-за чего списание денег с карты продолжилось и после фактической выплаты всей суммы долга. Причем это произошло даже раньше, чем предполагала должница – в ходе разбирательств обнаружилось, что переплата на самом деле составила не 25, а более 37 тысяч рублей.
«Они мне [в банке] говорят, что у вас тут пять исполнительных производств открыто. Я говорю – как пять?! Вы же видите, что это все одно и то же, что там одна и та же сумма. Мне отвечают: ну да, видим, но мы на это не смотрим – сколько раз нам приставы присылают [постановление], столько раз мы и взыскиваем, это не только с вами такая ситуация, идите с ними разбирайтесь. В общем, взяв выписки из банка, я направилась в Волжский отдел судебных приставов решать свой вопрос. И вот – с середины сентября я хожу к ним как на дежурство», – жалуется Елена.
По её словам, в очередях к приставам она простояла в общей сложности уже около суток: на прием женщина была вынуждена ходить восемь раз, при этом самый короткий визит занял два часа, а самый длительный – четыре.
Несмотря на это, проблема до сих пор так и не решена – хотя приставы признают, что допустили ошибку, излишне взысканные деньги пострадавшей так до сих пор и не вернули. В итоге у Елены сорвался запланированный отпуск.
«Мне обещали перевести деньги через три дня, но их так и нет. На телефон дозвониться невозможно никогда, с приставом-исполнителем встретиться и поговорить тоже невозможно. При этом люди, с которыми я ждала в очередях, сетовали на то, что такой бардак только в Волжском районе: людей не слышат, годами не решают вопросы, на жалобы одни отписки, деньги не возвращают. Некоторые рассказывали, что ходили жаловаться в прокуратуру, но поняли, что там к Волжскому отделу, судя по всему, лояльное отношение», – утверждает она.
Устав к ноябрю терпеть происходящее, саратовчанка решила для начала пожаловаться в приемную руководителя УФССП по Саратовской области Ильи Решетняка, но серьезного эффекта это не возымело.
«Меня много раз выслушивала девушка и говорила, что она скажет, чтобы мне позвонили из Волжского отдела. И когда я ей звонила еще раз, то она всегда была в неподдельном удивлении: «Что, так вам и не позвонили?» В итоге, я с ней так общалась недели две, и только когда я пригрозила обращением в СМИ, через пару часов мне перезвонил начальник Волжского РОСП Карен Норикович Петросян. После нескольких бесед он сказал, что да, действительно, с меня незаконно взыскано 37 тысяч рублей, и пообещал вернуть их до 1 декабря. Видимо, это он так пошутил», – иронизирует женщина.
Готовя данную публикацию, «Свободные новости» связались с Кареном Петросяном, попросив его прокомментировать сложившуюся ситуацию, однако он отказался. «Я по телефону комментарии не даю. Во-первых, я не знаю, с кем я разговариваю, к сожалению, кто там [на самом деле] на другом конце провода. […] По телефону же можно кем угодно представиться. И у нас есть пресс-служба, они с удовольствием прокомментируют», – сказал Петросян нашему корреспонденту.
В пресс-службе УФССП по Саратовской области, в свою очередь, согласились комментировать что-либо только при наличии письменного запроса, редакция направила его и ожидает ответа.
Следует отметить, что жалобы на работу саратовских судебных приставов носят массовый характер. Так, на картах «Яндекса», где интернет-пользователи имеют возможность оценить какую-либо организацию по пятибалльной шкале, а также оставить о ней отзыв, «единицу» саратовцы поставили абсолютно всем районным отделам, а не только Волжскому РОСП.
Примечательно, что в 2013-2014 годах (более новую статистику в открытом доступе найти не удалось – прим. ред.) именно Волжский районный суд рассматривал большинство гражданских дел, связанных с оспариванием решений и действий, либо бездействия судебных приставов-исполнителей. На Волжский район тогда приходился каждый пятый соответствующий иск, имевший место на территории области.
За первое полугодие 2020 года в Саратовской области суды приняли к производству в общей сложности 1294 иска, в которых содержались жалобы на деятельность должностных лиц регионального УФССП, при этом удовлетворено было 12 таких жалоб – около одного процента.