Войти в почту

"Омичи перестали считать город безнадёжным": на смену безысходности пришла самоирония  

Создатели telegram-канала "Омск архитектурный" рассказали о том, на чем построить любовь к Омску: об особенностях городских строений дореволюционной и советской эпох, а также об упадке наследия современности. Студентки Анна Назаренко и Нелли Абубакирова создали telegram-канал "Омск архитектурный" , где с любовью пишут об омских зданиях, а также дают историческую справку о них. В интервью "Омск Здесь" авторы блога рассказали о городских шедеврах советской эпохи, судьбе СКК им. Блинова и проблемах новых омских построек. - Как вам пришла идея создать telegram-канал об омской архитектуре? - Мы сидели на карантине, время от времени выбирались погулять и, разговорившись, обнаружили, что нас обеих восхищают дореволюционные кирпичные здания в центре Омска - на улице Лермонтова и на улице Тарской, например. В июне написали первый пост о здании на Орджоникидзе. - В чём цель вашего проекта? Неля: У нас нет какой-то глобальной или коммерческой цели. В первую очередь мы просвещаемся сами. Привлекаем внимание к архитектуре Омска, чтобы люди, прочитав о ней, ходили по городу и смотрели на эти здания по-другому, а не проходили мимо, как обычно. Аня: Мы хотим открыть Омск с другой стороны - показать жителям, что он интересен, что у каждого здания есть своя история, свои определённые детали. Если не присматриваться, то ничего не увидишь. Например, элементы лепнины. Мы пишем посты про проблемные здания, обращаем на них внимание. Жители могут влиять на развитие города, и мы хотим этому способствовать. Неля и Аня - Откуда вы берёте историческую информацию об Омске? Неля: Удивительно, но большинство информации выдают два-три запроса в поисковике. Мы, конечно, стараемся перепроверять информацию, ведь зачастую историю лепят копирайтеры, публикуя ложные сведения с сайта на сайт. Омская активистка Елена Завьялова поделилась с нами книгами об истории Омска, ещё есть отличная монография на сайте администрации города. - Сотрудничаете ли вы с кем-то, например, с библиотеками? Неля: Пока ни с кем не сотрудничаем, разве что паблик Inside OWSK рассказывал о нас. Но мы будем рады любому сотрудничеству и расширению аудитории. - Какое у вас отношение к Омску? Аня: Нам кажется, что нельзя писать о городе и не любить его. Даже если ты критикуешь, это исходит из любви. Неля четыре года жила в Москве, теперь - в Петербурге. Но от этого она не стала любить родной город меньше, скорее, наоборот. Многие уехавшие омичи относятся к нему так же. Я тоже хотела уехать из Омска, но чем дольше тут остаюсь, тем больше люблю и ценю его. С каждым днём появляется всё больше желания остаться и менять Омск, менять отношение жителей к городу. - Какая главная проблема архитектуры в Омске? Неля: Тут есть несколько проблем. Если говорить о современной архитектуре, то её, архитектуры, просто нет. То, что появляется, никак не встраивается в канву города и становится этаким бельмом на глазу. Как ЖК "Новый пионер" у "Вавилона". Мы о нём писали - это такой провинциальный замок 21 века. Современная архитектура в Омске - это не дизайнерские решения, а проекты "как сделать дешевле и застроить кусок земли". Посмотрите хотя бы на новые торговые центры - "Квадро" или тот, что строят в парке им 30-летия ВЛКСМ. Аня: Старую архитектуру, особенно советскую, сейчас не замечают. Здания домов культуры и спортивных центров ветшают, превращаются в крытые рынки. Например, СКК имени Блинова, на который наконец обратили внимание благодаря Виктору Скуратову и другим молодым активистам. В Омске есть много интересных и уникальных зданий советской эпохи - ТЦ "Омский", например. - Что вы думаете об устройстве городской среды в Омске? Аня: Она меняется в лучшую сторону, но нам в первую очередь интересна сфера культуры. Неля: Мне очень нравится, что делает Туристский информационный центр. Летом они прочертили красную линию - маршрут по основным омским достопримечательностям. Такой есть в Екатеринбурге, и летом я по нему прокатилась на электросамокате. Это очень круто и познавательно. В последние годы центр Омска преобразился, стал более удобным, но всё, что за его пределами - грустно. - Что нужно поменять в городском благоустройстве в первую очередь? Неля: Поставить в центр благоустройства города пешехода. То есть, ремонтировать не только магистрали, но и тротуары. Попробуйте пройтись на каблуках по улице или проехать на велосипеде не в самом центре, а, к примеру, в Нефтяниках или на Левом берегу. Вас уже через 10 минут начнут раздражать ямы, высокие спуски с тротуаров, и вы захотите сесть за руль автомобиля. Альтернативные наземному транспорту способы передвижения могут не только разгрузить дороги, но и снизить количество выбросов в атмосферу, повысить безопасность горожан. Аня: Также очень хочется отметить "замусоренность" фасадов зданий рекламными баннерами и вывесками. Городу необходим дизайн-код (правила, регламентирующие детали оформления и застройки городских пространств - прим. ред.) . - Какое ваше любимое здание? Какое любимое место в городе? Неля: Я очень люблю ТЦ "Омский". Вы знали, что это не типовой проект торгового центра? Он очень здорово продуман и внутри, и снаружи: по сути, это крытый рынок, оранжерея, пространство без чёткого деления этажей и разграничения зон - всё открыто. Внутри сохранилось много уникальных деталей: металлические перила, остекление для естественного освещения, переход в соседнее здание. Ещё мне очень нравится новый сквер Дзержинского напротив. Это действительно отличный парк. Летом я часто устраивала здесь пикники и работала на природе, пока были закрыты кафе. Аня: Я люблю СКК им. Блинова. Я недалеко живу и часто его вижу. Он меня восхищает своей уникальностью. Вообще мне очень нравится советская архитектура того времени. Существует очевидная красота зданий, где есть лепнина, колонны, а есть такая, к которой нужен другой подход, о ней нужно думать, всматриваться. Я очень переживаю за судьбу СКК и думаю, что он имеет большое значение для города. - Вы писали, что много путешествуете. Архитектура каких городов вас особенно привлекла? Неля: В прошлом году я была в Стамбуле и влюбилась в него. Я вообще люблю несовершенства во внешнем облике, поэтому Москва мне всегда казалась искусственной, слишком чистой, а вот Петербург - как раз по мне. Аня: Если говорить об идеальном городе, то для меня это Москва. Мне она нравится тем, что там смешиваются стили. Эклектика, высокие здания, масштаб - всё это очень вдохновляет. В Европе мне очень нравится Рим - он большой и многоуровневый: сначала строили что-то, потом засыпали и снова строили на том же месте. Такое наслоение времён. - Какое, по вашему мнению, сейчас отношение у омичей к городу? Неля: Может быть, дело в том, что наше поколение выросло и стало мудрее, но мне кажется, что омичи перестали считать город безнадёжным. Я помню все эти разговоры пять лет назад, когда все хотели уехать, и никто не видел здесь будущего. "Не пытайся покинуть Омск" - эта история уже не про безысходность, а скорее самоирония. Большинство наших друзей уехали, но все говорят, что Омск их любимый город, место силы. - Какие положительные результаты и отклики вы получили благодаря ведению telegram-канала? Многие нам писали, что теперь смотрят по-другому на Омск. Было много благодарностей, и это, конечно, вдохновляет. - Какие у вас дальнейшие планы, как планируете развивать свой проект? Неля: Изначально у нас было много планов: регулярно делиться историями, создать карту культурного архитектурного наследия - хронологическую, как это сделали уже в нескольких других городах. В Екатеринбурге ребята делают нечто подобное. Но в начале осени Неля уехала, и стало тяжело поддерживать работу. Сейчас мы хотим познакомиться с другими культурными проектами в Омске, начать сотрудничество и обмен опытом, привлечь больше аудитории. Аня: Мы хотим создать на основе канала несколько проектов: сайт с маршрутами и экскурсиями, возможно, даже печатные издания. * * * Подписаться на telegram-канал "Омск архитектурный" и узнать много интересного о городских зданиях можно по ссылке https://t.me/archomsk

"Омичи перестали считать город безнадёжным": на смену безысходности пришла самоирония
© Омск Здесь