Леонид Брежнев: Самый любимый народом Генсек
Имя Леонида Ильича Брежнева у многих сегодня ассоциируется в основном с последними годами его 18-летнего правления, когда лидер государства с трудом произносил слова с трибун и очень любил лобызаться со многими представителями власти. На эти темы существует множество анекдотов. Но все же эпоху застоя люди вспоминают с душевной теплотой. Да и сам Леонид Ильич не всегда был таким немощным и в свои молодые годы отличался мужской статью, красотой и имел успех у женщин. Кстати, 19 декабря исполняется 114 лет со дня его рождения.
Почему партийная карьера Брежнева чуть не завершилась, едва начавшись
Надо заметить, что рабочая (впрочем, как и партийная) карьера Леонида Ильича началась довольно рано – в 1920-х годах. Именно тогда молодой студент Курского землеустроительного техникума познакомился со своей будущей женой. Но возникла проблема: Леонид Ильич не захотел предложить руку и сердце своей избраннице – Виктории Денисовой, которую он, по воспоминаниям современников, не особо-то и любил. Однако все сомнения разрешила мать девушки, заявив своему потенциальному зятю практически в ультимативной форме: «Не женишься – пойду пожалуюсь в твою партячейку!». И Брежнев вынужден был подать заявление в ЗАГС: тогда это была со стороны будущей тещи очень серьезная угроза. Так что женитьба, действительно, стала в некотором роде очередной ступенью в его партийной карьере.
В Уральской (ныне Свердловской) области Брежнев начинал карьеру с обычного землеустроителя. Позже стал заведовать районным земельным отделом. С 1929-го по 1930-й год работал на должности зампредседателя Бисертского райисполкома, а потом – заместителем начальника областного земельного управления.
Как раз на Урале для продвижения по карьерной лестнице Брежнев, согласно архивным документам, и вступил в партию. Однако и по сей день есть неопределенности в этом вопросе. Принять в ряды большевистской партии кандидата Брежнева в конце 20-х годов прошлого века рекомендовал глава Нижнесегринского горкома ВКП(б) Иван Иванович Непутин (в тех краях, на Урале, это довольно распространенная фамилия).
А вот судя по официальной биографии Брежнего, в партию он вступил на Украине, куда, по одной из версий, бежал с Урала, спасаясь от ареста по причине неправильного замера земли. По окончании учебы в местном металлургическом институте карьера Леонида Ильича пошла резко вверх. Сначала, в 1937-ом он был зампредом местного горисполкома, а уже спустя два года – секретарем Днепропетровского обкома партии. А вскоре его, уже секретаря Молдавской ССР, заметил Сталин, сказав: «Какой красивый молдованин!».
Именно сталинская поддержка и его рекомендация помогли Брежневу стать одним из секретарей ЦК КПСС. Но было это намного позже, после войны.
Чемодан без ручки
Примерно к этому же времени (к концу 1940-х годов) относится одна из редких размолвок Брежнева с женой. Виктории Петровне, которая никогда не спорила с супругом, вдруг показалось, что она, генеральша, одевается хуже других жен партийных бонз. И она посмела обратиться к мужу с претензиями. Леонид Ильич, отличавшийся редким спокойствием и мягким характером, на этот раз дал волю чувствам и эмоциям. Он сорвал с вешалок огромное количество нарядов своей супруги, а также смахнул с полок многочисленную обувь и изрубил все это топором.
А жене заявил, что она зажралась и думает в такое непростое для народа время, когда люди недоедают, только о своих шмотках. В дальнейшем Виктория Петровна не создавала подобных инцидентов и не предъявляла мужу никаких требований, ведь в случае разрыва с высокопоставленным супругом, ей такая обеспеченная жизнь уже не светила. Это она очень хорошо понимала и больше не капризничала.
Сам же Брежнев крайне пренебрежительно высказывался о своей жене, именуя ее «чемоданом без ручки», «который и выбросить жалко, и таскать неудобно».
Самый завидный сердцеед страны
В бытность своей работы на посту секретаря ЦК КП(б) Молдавии, Брежнев закрутил роман с Анной Моховой, которая жила в тех краях. Через некоторое время Леонида Ильича перевели в Казахстан. Там у него были любовные отношения с красавицей-секретаршей Нелли Джадайбаевой. Она даже родила внебрачную дочь от Брежнева, хоть и всегда скрывала его отцовство от общественной огласки.
Между тем, карьера Брежнева успешно продолжалась. И в 1956-м году Леонид Ильич стал секретарем ЦК КПСС по оборонной промышленности. А в 1960-м году Брежнев был избран председателем Президиума Верховного Совета СССР. Он любил отдыхать на своей государственной даче в Подмосковье. Именно там, в Заречье, у политика возник новый долгий роман с Марией, стройной блондинкой 30-ти лет, которая заведовала хозяйственными вопросами в доме и руководила обслуживающим персоналом.
В 1964-м году Леонид Ильич, наконец, стал генеральным секретарем ЦК КПСС. Отдыхать он любил в своем двухэтажном коттедже в Завидово, куда приезжал поохотиться. И охота была еще одной, пожалуй, самой сильной страстью Брежнева. Достаточно упомянуть тот факт, что даже за день до своей кончины, по воспоминаниям его личного фотографа Владимира Мусаэляна, он не мог удержаться от поездки на охоту в Завидово.
По крайней мере, удачно поохотившийся Леонид Ильич частенько презентовал своему окружению, да и зарубежным коллегам кое-что из своих охотничьих трофеев.
Сотрудники КГБ позаботились и о том, чтобы Леонид Ильич мог приятно провести время после досуга на природе, и наняли в качестве хозяйки дома специальную сотрудницу по имени Анна – красивую стройную светловолосую девушку, которая соответствовала вкусам лидера государства.
Пил и курил почти до конца дней
Из-за пристрастия Брежнева к снотворному и ухудшения здоровья, врачи постепенно запретили ему алкоголь и табак. На первых порах водку ему просто разбавляли. А в дальнейшем, во время поездок Леонида Ильича по стране и за рубеж, во время застолий ставили перед ним в бутылке с наклейкой «Столичная» обычную воду. Об этой «спецводке» Брежнев, безусловно, знал. А вот представители власти других стран, которые присутствовали на таких банкетах, ни о чем и не догадывались. Весь этой «маскарад» был нужен, как прикрытие немощи главы советского государства. Надо было поддерживать в глазах мировой общественности иллюзию, что наш генсек полон здоровья и сил.
Что же касается вопроса никотина, то поначалу были попытки просто сократить количество выкуренных Леонидом Ильичом за день сигарет. Но так как у него не хватало силы воли сдерживать желание покурить, для Брежнева был изготовлен необычный портсигар, который посредством специально встроенного механизма открывался только через определенный временной интервал. И все попытки Брежнева открыть его раньше срока были для него тщетны. Тогда генсек начинал нервничать и, оглядываясь по сторонам, искать, у кого можно попросить закурить.
Портсигар темно-зеленого цвета очень нравился Леониду Ильичу, и он, как малый ребенок, мог подолгу любоваться им – особенно в те минуты, когда ждал срабатывания часового механизма, томясь без очередной сигареты. Порой, это выглядело забавно.
Еще одну «веселую» картину можно было наблюдать, когда подъезжал «ЗИЛ» с Брежневым. Садясь в персональный «членовоз», он, как правило, просил охранников, и водителя, не стесняясь, курить в салоне. В результате, автомобиль останавливался, двери открывались, – и из раскрывшихся дверей появлялся в клубах густого дыма «обкуренный» своим ближайшим окружением Леонид Ильич.
Однако время от времени случалось еще более комичное и одновременно возмутительное «представление».
«Иногда во время каких-нибудь переговоров на самом высоком уровне, когда я, как обычно, переводил ему беседу, Леонид Ильич тихо говорил мне: "Витя, закури, пожалуйста", – вспоминал личный переводчик генсека Виктор Суходрев. – Я, по его просьбе, закуривал. А он, снова обращаясь ко мне, продолжал – "Что ж ты делаешь, Витя? – Выдыхай не мимо, а прямо на меня". Вот и представьте себе, как это выглядело со стороны: сидит глава советского государства и беседует с представителем или лидером другой страны. А рядом или напротив Брежнева сидит его наглый переводчик и дерзко выдыхает «дорогому Леониду Ильичу» сигаретный дым прямо в лицо».
Словом, Брежневу врачи окончательно запретили курить. Да и его супруга Виктория Петровна была против этой его вредной привычки. Так и ушел он в мир иной, не отказавшись от своих «любимых сигарет».