«Уходит эпоха в нашей культуре». Не стало легендарного директора Пушкинского музея Ирины Антоновой
Умерла легендарный директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. Ей было 98 лет.
Ирина Антонова — символ музейного дела XX века, она была женственной, элегантной и интеллигентной и совмещала это с твердостью и жесткостью руководителя, «знающего, что делает», сказал гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Официально причина смерти не названа. По данным Mash, в последние дни Антонова была в реанимации на ИВЛ из-за коронавируса.
Ирина Антонова родилась в центре Москвы, мечтала стать балериной или цирковой наездницей. В детстве несколько лет провела в довоенном Берлине, где работал в советском посольстве ее отец. В Москву семья Антоновых вернулась после прихода к власти в Германии нацистов. В 1945 году Антонова окончила МГУ, в том же году поступила на работу в Пушкинский. Она рассказывала, что полюбила его не сразу — послевоенный музей производил гнетущее впечатление.
Она проработала там научным сотрудником до 1961 года, а потом министр культуры Фурцева назначила Антонову, успешно справившуюся с обязанностями комиссара советского павильона на Венецианской биеннале, директором Пушкинского. Антонова возглавляла музей больше 50 лет. Под ее руководством состоялся ряд знаковых выставок, в том числе «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана».
Антонова открыла для советского зрителя таких художников, как Тернер, Пикассо, Тышлер, Модильяни, дружила с Шагалом. Во время ее директорства музей получил в свое распоряжение несколько новых зданий. Свободно говорила по-французски, по-немецки и по-итальянски.
В 2013-м Антонова ушла с поста директора музея, стала его президентом. Была замужем за известным искусствоведом Евсеем Иосифовичем Ротенбергом, он умер в 2011 году. У них есть сын Борис Ротенберг, который с детства тяжело болен.
Об Ирине Антоновой вспоминает главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано, который десять лет был сотрудником ГМИИ имени Пушкина.
Виктор Мизиано главный редактор «Художественного журнала» «Когда Ирина Александровна оставила пост директора музея, я уже тогда сказал, что уходит эпоха в истории музея. А вот теперь уходит эпоха вообще в нашей культуре. При этом она была очень талантливым продюсером, очень талантливым менеджером, можно сказать. Музейный бум советской России начался со знаменитого показа «Моны Лизы» («Джоконды») в Москве в Пушкинском музее. Идея родилась, как мне рассказывала Ирина Александровна, она узнала, что «Джоконда» экспонируется в Японии, позвонила Фурцевой, пришла к ней на прием и предложила уговорить французов на обратном пути во Францию сделать остановку в Москве. Такие яркие рискованные идеи ей могли приходить в голову регулярно. Она была и вполне рациональна, моментами даже продуктивно цинична в решении стратегических задач продвижения музея. Она была прекрасным политиком и неслучайно так долго оставалась директором музея, меняя эпохи, которые уходили, а она находила диалог с новым руководством страны».
В интервью «Российской газете» три года назад Ирина Александровна сказала: «Вы будете смеяться, я долго, лет до 90, о смерти не думала вообще. В голове сидела смешная мысль: с какой стати я должна умирать?» В другом интервью она говорила, что всегда хотела увлечь искусством, а не сухо излагать факты из энциклопедии.
Ирина Антонова — гордость всего мирового музейного сообщества, уверен директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.
Василий Церетели директор Московского музея современного искусства «Она была много лет комиссаром российского павильона в Венеции. И, можно сказать, была флагманом всего музееведения. Она присутствовала на каждом академическом собрании, активно принимала участие в жизни Академии художеств, всегда очень тепло, энергично, очень любила художников, приходила на много выставок в Московский музей современного искусства».
Даже не будучи директором, Ирина Александровна приезжала в музей чуть ли не каждый день, причем на своем автомобиле. Вела телепередачи. Сложно представить Пушкинский без Ирины Антоновой, тем более в такой сложный момент, когда музей закрыт из-за пандемии, говорит арт-критик, коллекционер Александр Панов.
Александр Панов арт-критик, коллекционер «Молодые сотрудницы музея всегда ругались, потому что Ирина Александровна проверяла длину юбок: юбка должна быть ниже колен. Но при этом Ирина Александровна действительно оставалась открыта новому, без нее не было бы, например, выставки Пикассо, которая вызвала кучу нареканий у советского художественного чиновничества и официозных художников. На вернисаже, известны воспоминания, как она, например, с заклятым соцреалистом Герасимовым просто вступила чуть ли не в драку, прижав его к стене и сказав, что он ничего не понимает. Еще одна ее главная заслуга — это «Декабрьские вечера». Жалко, что как раз из-за пандемии в этом году «Декабрьских вечеров» не будет, а они должны были быть посвящены юбилею Святослава Рихтера — великого пианиста, личного друга Антоновой. Вместе с Рихтером они эти «Декабрьские вечера» придумали. Она из бывшего музея подарков Сталину сделала музей мирового уровня».
О месте и дате похорон Ирины Антоновой информации на момент публикации материала не было.