Михаил Жванецкий: Смех сквозь слезы

Еще прошлой зимой закрыл авторскую телепередачу «Дежурный по стране». Весной привел в порядок все дела. А в начале осени объявил, что не будет больше выступать на сцене: «Беру отгул до конца жизни!»

Михаил Жванецкий: Смех сквозь слезы
© Мир новостей

ПАМЯТНИКИ И ПОРТФЕЛИ

Конец жизни наступил для Михаила Жванецкого 6 ноября. «Мы были готовы ко всему», - призналась Нонна Гришаева, которая близко дружит с семьей сатирика. Он ведь давно уже болел.

В последнее время практически не вставал с постели. Говорили, будто у писателя рак... Но директор Жванецкого Олег Сташкевич заявил, что во всем виноват только возраст. Все-таки 86 лет было человеку, которого все теперь называют великим. И не потому, что так принято говорить об ушедших, а потому, что Жванецкий действительно был очень масштабной личностью. Не случайно же ему давным-давно начали ставить прижизненные памятники.

Самый первый появился больше 20 лет назад во дворе Одесского литературного музея. Еще один памятник писателю был установлен в Ростове на берегу Дона. Любопытно, что увековечен не только сам сатирик, но и то, что было ему дорого. Например, в той же Одессе есть скульптура «Кот Жванецкого Моррис», а в Ялте - памятник «Портфель Жванецкого».

С котом все понятно: Моррис был любимым питомцем писателя. Про него Михаил Михайлович даже отдельные интервью давал. Рассказывал, какой его Моррис замечательный собеседник - «молчит и кивает», как боится мышей и не любит зиму, в точности как и хозяин. Но памятник портфелю?! Это ведь всего-навсего вещь. Но вещь легендарная!

Жванецкий всегда ходил с одним и тем же портфелем - очень старым, оставшимся еще от отца. Отец Жванецкого был врачом и носил в портфеле истории болезни. «И я ношу в нем историю болезни - только большую, общую», - говорил писатель, имея в виду свои произведения, по которым действительно можно ставить диагнозы всему человеческому сообществу. Портфель со временем так обветшал, что его приходилось вкладывать в другой, чуть больший по размеру. В итоге все дарили Михаилу Михайловичу на дни рождения такие «вспомогательные» портфели, их накопилось несколько десятков.

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ

Накопились у Жванецкого и любовные истории. Считается, что их было очень много: писатель отличался любвеобильностью. Но чтобы рассказывать о личном?! Ни-ни! Поэтому публике известно лишь о тех романах, которые не скроешь: они либо закончились браком, либо после них родились дети.

Официально сатирик женился лишь дважды. Первый раз - еще в юности. Жену звали Ларисой, и любил ее Жванецкий до умопомрачения. А вот Лариса, видимо, больше любила деньги и была крайне недовольна скромной зарплатой мужа, который тогда еще не был знаменитым писателем, а работал механиком в одесском порту.

Судьба сжалилась над Ларисой и сделала ее богатой: молодой женщине досталось наследство от французского родственника. Красавица сразу подала на развод и упорхнула в Париж. После этого Жванецкий опасался связывать себя узами брака. Но и монахом жить не собирался! Тем более, когда к Жванецкому пришла слава, женщины сами стали искать с ним близости. И он охотно шел им навстречу.

От мимолетной интрижки с одной из поклонниц у Жванецкого родился его первый ребенок - дочь Ольга. Вторую дочь - Лизу - Михаилу Михайловичу подарила художница по костюмам Надежда Гайдук. Она довольно долго прожила с писателем, но разорвала отношения, узнав об измене.

Еще один гражданский брак с сотрудницей программы «Вокруг света» Татьяной тоже рухнул из-за адюльтера на стороне. Дело в том, что у Жванецкого заболела мама, он нанял для нее сиделку Регину Рывкину... А та вдруг родила от Михаила Михайловича сына Андрея. Но писатель не стал жить с Региной, а сошелся с химиком Венерой Умаровой. Плодом их любви стал сын Максим. Но и этот союз распался...

Лишь в 56 лет - в 1990 году - Жванецкий встретил женщину, которая оставалась с ним до самого его конца, - Наталью Сурову. Ей было всего 24. Разница в возрасте внушительная! Но это не помешало обоюдному счастью гения и его молодой музы. В 1995-м у пары родился сын Дмитрий. Когда мальчик подрос, он поинтересовался у родителей, почему они не женаты. Папа и мама пожали плечами: мол, нам и так хорошо. Но все-таки пошли в загс и расписались.

Наталья по образованию гидролог. Но ради Жванецкого сменила профессию - стала, по ее словам, «переводчиком между Михал Михалычем и жизнью». Она взяла на себя все бытовые вопросы - от приготовления обеда до общения с врачами.

Впрочем, творчество мужа тоже курировала. Была для него и секретарем, и литературным редактором, и менеджером. Она же первой слушала все его монологи. И реакция жены была для сатирика маркером - хорошо ли написано, понятна ли мысль, которую хотел донести, будет ли это смешно для публики, заставит ли ее - публику - задуматься...

СЛАВУ ПОДАРИЛ РАЙКИН

Свою трудовую деятельность Жванецкий начал в одесском порту - обслуживал грузовые краны. На работе познакомился с Виктором Ильченко, который отвечал за погрузку. Михаил стал писать смешные тексты, Виктор их озвучивал. Позже к ним присоединился наладчик со швейной фабрики Роман Карцев.

Втроем они создали театр миниатюр «Парнас». Один из спектаклей увидел как-то Аркадий Райкин. Он позвал Ильченко и Карцева к себе в Ленинград. Жванецкого не позвал. Райкин не сразу оценил творчество начинающего писателя-юмориста. Но в конце концов предложил и Жванецкому должность литературного редактора в своем театре. Михаил Михайлович стал писать тексты для Райкина. С этого и началась его всесоюзная популярность.

Друг Жванецкого - известный журналист Виктор Лошак уверяет, что тексты рождались у мэтра в муках:

- Он никогда не скрывал, с каким трудом заставляет себя сесть и работать. Все затихают, радио, телевизор выключены, закрывается балкон, все равно что-то не так, захлопывается и форточка... Из этой борьбы выплыла знаменитая фраза: «Не мешайте моему одиночеству - не оставляйте меня одного». В эти моменты, наверное, особенно хорошо было видно, что Жванецких двое - талант и человек. Человек - осторожный, сибарит, склонный к лени и застолью. Талант хватает за руку и тянет к письменному столу, к рискованной сатире, взлетает в философские выси и пикирует вниз со свежей остротой наперевес...

НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ

Жванецкий был очень востребован. Публика ломилась к нему на концерты, его охотно приглашали и на корпоративы. Монологи писателя читали со сцены другие артисты, и он получал за это гонорары. Зарабатывал прилично. Но, как говорила его супруга Наталья, деньги у Михаила Михайловича не задерживались:

- Миша постоянно кому-то помогает финансово: друзьям, родственникам, даже бывает совсем малознакомым людям. У кого-то сгорел дом, кормилец умер - муж откликается на чужие беды.

Из-за своей отзывчивости и щедрости внушительного по меркам нынешних звезд состояния сатирик не сколотил. Правда, оставил семье недвижимость, которая оценивается в общую сумму около 100 миллионов рублей: просторную квартиру в Москве, дом в Подмосковье и еще один недалеко от Одессы, на берегу моря. Это, если говорить о наследстве. А вот творческое наследие Жванецкого, пожалуй, деньгами оценить нельзя. Грандиозный пласт мудрости, парадоксального юмора и словесного изящества не измерить материальными параметрами.

Михал Михалыч ушел. А все, написанное им, будут читать, слушать и цитировать всегда...

Лидия Мезина

Фото: PERSONA STARS