"Байден похож на Черненко" : Америка ходит по граблям, на которые уже наступала Россия

Россияне поражаются, видя те волны безумия, которые захлестнули Соединенные Штаты. Недавние массовые беспорядки, грабежи, разрушение памятников, жесткое предвыборное политиканство и слухи о надвигающейся гражданской войне не соответствуют имиджу США в глазах русских. Имиджу латиноамериканской страны - скажем, Колумбии или Гватемалы – да. Но не Соединенных Штатов. Они говорят, что той страны, которой они так восхищались, больше нет. Они сожалеют об этом, а не злорадствуют, как вы могли бы ожидать.

"Байден похож на Черненко" : Америка ходит по граблям, на которые уже наступала Россия
© Свободная пресса

На протяжении многих лет (по крайней мере, с начала шестидесятых) россияне не испытывали враждебности по отношению к США, а считали их образцом для подражания. Соединенными Штатами был очарован Никита Хрущев, могущественный правитель в период с 1953 года по 1964-й, который выбросил в канаву Сталина и вывез его останки из Мавзолея на Красной площади. Он импортировал кукурузу из США и считал этот основной продукт Америки ключом к процветанию Советского Союза. Это были дни, когда Россия открыла для себя джаз. Самые смышленые молодые люди России по-обезьяньи подражали американской моде, что упоминается в фильме «Стиляги», снятом в 2008 году. При «зрелом социализме» Брежнева это увлечение всем американским стало более умеренным, но оно оставалось сильным элементом контркультуры и в эпоху Горбачева содействовало быстрой сдаче Советского Союза Соединенным Штатам. Любовь к Америке оставалась визитной карточкой российских элит, но теперь ее сменило недоумение. Они никак не могут понять, почему эта великая цивилизация кончает жизнь самоубийством. А кто может?

Россияне считали США динамичным и организованным обществом, которое открывает простор для индивидуализма, которое взращивает семена поп-культуры и не предъявляет никаких идеологических требований. Последнее качество было настолько привлекательным для россиян, что они закрепили его в своей новой постсоветской конституции. Статья 13 гласит: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Россияне относились к этому так серьезно потому что, хотя их собственная правящая идеология пришла в упадок и рухнула, от них в течение многих десятилетий все еще требовали, чтобы они отдавали ей должное. При написании диссертации, научной или полемической статьи автор должен был цитировать Маркса, Ленина и более поздний документ КПСС, а также подчеркнуть преемственность своих собственных идей идеям основателей. Они не верили в это, но рефлекторно повторяли наизусть, потому что этого от них ожидали. Отказ от этих идеологических обязанностей оказал глубокое освобождающее воздействие на людей, и они, естественно, думали, что следование всем американским обычаям – как в Америке - приведет и их к процветанию и свободе.

Даже тогда в США уже формировалась новая ортодоксия, но прошло несколько лет, прежде чем осознание этого изменения проникло в умы россиян. К 2010 году россияне были настолько свободны от идеологических ограничений, что жители Запада больше не могли даже осознать эти шокирующие возможности. Русские стали - и оставались таковыми до недавнего времени - совершенно политически некорректными.

В то время было вполне приемлемо рекламировать на продажу квартиру только для этнических русских; выходцам из Средней Азии и Кавказа обращаться не следовало. В объявлениях о трудоустройстве указывался пол, возраст и рост желаемого соискателя, например: «Юридическая фирма ищет секретаря женского пола в возрасте 21–33 лет и ростом выше 173 см». Философ мог приводить аргументы в пользу рабства. Массовые убийства и этнические чистки не были за гранью допустимой дискуссии. Африканцев можно было назвать «обезьянами», а армян и грузин - «грязными»*. В политкорректные советские времена такие выражения привязанности были совершенно недопустимы, но с падением старой идеологии дозволено стало все.

В России и в США сами термины «левый» и «правый» имеют совершенно разное значение. В России левые выступают за национализацию, экспроприацию крупных предприятий и природных ресурсов, за расширение прав и возможностей рабочих и повышение уровня жизни рабочего класса. Их практический лозунг - «Отменить приватизацию Ельцина, восстановить Советы». У американских левых были подобные идеи до тех пор, пока эти левые не были преобразованы культурным марксизмом в культ меньшинства для хипстеров и не разорвали свои связи с рабочими. Российские левые представлены Коммунистической партией (КПРФ), крупнейшей оппозиционной партией в парламенте, и несколькими небольшими коммунистическими партиями. В то же время во главе американских левых стоят евреи, феминистки, геи и какие-то символические «цветные люди». И борются американские левые с дискриминацией по признаку пола и расы. Российские левые преимущественно этнические русские и борются они за массовое перераспределение богатства и власти от олигархов в пользу народа.

И только в последние десять лет россияне узнали о той новой идеологии, которая практикуется в США. Требования американской версии политкорректности для них слишком диковинны. «Уоукизм»** в России неизвестен, за исключением узкого круга московских хипстеров, которые так же инородны и чужды для среднего россиянина, как «Смешные жеманницы» Мольера - для его современников. Русские хипстеры вызывают, скорее, насмешки и издевательства, а не страх и ненависть.

Однако умеренному «проснувшемуся» (см.**) человеку в России жаловаться было не на что.

Традиционный феминизм там никогда не был проблемой: в Советском Союзе существовало равенство мужчин и женщин. Женщины могли голосовать с первых дней революции. Были женщины-послы и министры, а также женщины-железнодорожницы. Как видно из этого популярного фильма, женщины-менеджеры и генеральные директора не были чем-то необычным, что можно увидеть в популярном фильме «Москва слезам не верит». Российские женщины работали так же усердно, как и мужчины, как показано в фильме «Девчата». Российские женщины когда-то завидовали образу жизни американских домохозяек 1950-х годов, которые не работали и, вместо этого, заботились о доме и семье. Но вскоре эта роскошь исчезла и на Западе.

Никто никогда не вел борьбы по поводу абортов. С этой точки зрения Россия очень либеральна, и так было много лет, по крайней мере, с 1956 года. До появления «планирования семьи» аборты были чрезвычайно частыми; сейчас их стало меньше, но они легальны и оплачиваются за счет системы здравоохранения.

Евреи тоже не были проблемой, поскольку большинство российских евреев уже эмигрировали в Израиль или в Америку, а те, что остались в России, были ассимилированными детьми от смешанных браков. После этого российское еврейское лобби исчезло (если оно, вообще, существовало). Евреи были равны, но не господствовали. Россиян не индоктринировали догмами Холокоста - так что, это тоже не было проблемой.

Расовой напряженности не было - в России было очень мало черных, и с ними очень хорошо обращались. Известно, что черный человек, импортированный царем-новатором Петром I, сделал хорошую карьеру, женился на дочери дворянина, а его потомок стал великим русским поэтом. В России были рабы, но они были белыми. Русские крепостные были объединены с остальным русским народом после их освобождения в 1861 году. Драматург Антон Чехов был внуком крепостного. Люди разных национальностей исторически не подвергались дискриминации. Татарскую и грузинскую, украинскую и польскую знать при царском дворе принимали в равной степени. А позже их представители заседали в советском парламенте. Таким образом, хотя русские никогда не могли понять расовую проблему Америки, они всегда имели право поздравлять себя за то, что они находились на острие прогресса.

«Пробуждение» США носит глобалистский характер и предназначено для подрыва и вытеснения традиционных культур. Однако поначалу «пробуждение» казалось невинным модным заявлением. Россия начала привыкать к этим новым безумным стандартам, как к любым другим артефактам американской «МакКультуры».

Первое выяснение отношений было по поводу «гордости» геев. Гомосексуализм не является частью русской культуры, поскольку нормальные сексуальные отношения «парень-девушка» не очень-то сильно ограничивали. Мужчин репродуктивного возраста меньше, чем женщин, и мужчина обычно может найти жену. Гомосексуальные отношения практикуются в тюрьмах, но не в школах. Настойчивость Америки в продвижении гомосексуализма за границей, с его гей-парадами, гей-браками и гей-усыновлениями/удочерениями, внесло первую ноту резкого раздражения в то, что когда-то было идеологической гармонией между Россией и США. Первая ссора между путинской Россией и США произошла на этой почве. В России геев терпят, не дискриминируют, но и не чествуют - в то время как новый нарратив о «пробуждении» требует прославления гомосексуализма и не приемлет ничего меньше того. Непреклонный отказ Путина подчиниться этому требованию принес ему много очков в российском общественном мнении и положил начало дрейфу России к идеологической независимости.

Чем сильнее американцы продвигали этот вопрос, тем меньше россияне хотели его принять. Попытка импортировать #MeToo*** в Россию оказалась абсолютно безуспешной. В России широкое представление о домогательствах просто не имеет значения. Не было ни охоты на ведьм, как с Вайнштейном, ни шоу-процессов, чтобы развлечь массы. Кампания против мужчин даже не зафиксировалась в российском сознании. Российские мужчины для своих женщин по-прежнему короли, а российским женщинам, помимо работы на полную ставку, приходится готовить, убирать в доме и ухаживать за детьми. Мужчины должны оплачивать счета в кафе и открывать двери для женщин. Российские мужчины не стесняются своей мужественности, а гордятся ею, и англоязычному термину «токсичная мужественность» нет русского аналога.

С течением времени американская мания «пробуждения» достигла новых высот. «Культура отмены»**** и разрушение памятников великим историческим личностям кажутся россиянам знакомыми. Похоже, что Россия и США развивались в противоположных направлениях, потому что то безумие, в которое сегодня пустились американцы, - это то же самое безумие, которое русские приняли и отвергли сто лет назад. После Великой революции 1917 года русские также разрушали и удаляли многие памятники своего исторического прошлого, но эти нападки на историю длились недолго, и памятникам вернули их былое величие. Более того, постсоветские россияне продолжали ставить новые памятники тем, кто был подвергнут опале и потерпел поражение. В то время как американские «пробужденные» разрушали памятники генералам гражданской войны, сражавшимся на стороне проигравших, россияне воздвигли памятники и мемориалы адмиралу Колчаку (который воевал против красных, был ими побежден и казнен) и генералу Маннергейму (который сражался против красных в гражданскую войну и против русских во Второй мировой войне, но мудро заключил мир со Сталиным). Площади и скверы российских городов украшают статуи царей и коммунистических лидеров.

Охота на ведьм, организованная против Дж. K. Роулинг со стороны «лобби трансвеститов» перекликается с похожими историями о русских писателях, которые были «разоблачены» и «опозорены» в 1920-1930-х годах, пусть и по другим причинам. Если вы прочтете роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», то вы встретите искусствоведа Латунского, который преследовал неполиткорректного писателя. Российские движения «пробужденных» того времени – среди прочих - носили названия «Пролеткульт» и «На посту», и многие российские писатели попадали в беду и терпели неудачу из-за того, что не соответствовали их прокрустовым требованиям.

Американские университеты были полем битвы культурной войны «пробудившихся», когда побежденная сторона была «выброшена в окно» или, по крайней мере, была вынуждена уйти. Россияне тоже прошли этот этап 70 лет назад, когда Лысенко и Вавилов разрешили свои разногласия путем аппеляции к Сталину. В настоящее время россияне не ведут кампаний против неполиткорректных ученых. Российский ученый может говорить и писать все, что хочет. Он не потеряет Нобелевскую премию, как Джеймс Уотсон. Ни одного российского ученого не назовут «опозоренным», «сторонником теории заговора» и не обвинят в том, что он «потерял доверие», как доктор Миковицвас, хотя россияне и признают эти термины как характерную черту своего давно ушедшего прошлого.

Сейчас россияне спорят о том, какой период российской истории соответствует современной Америке.

Массовые беспорядки и расовые проблемы соответствуют последнему советскому периоду «перестройки» 1988-1990 годов. Тогда имели место массовые беспорядки в Таджикистане, Узбекистане, Грузии. Армяне бунтовали в Карабахе, азербайджанцы - в Баку и Сумгаите. Массовые беспорядки были в Прибалтике, и силы безопасности не решались вмешиваться.

Нынешняя попытка ученых-антиколонизаторов переписать американскую историю напоминает кампании 1986-1990 гг. по полному переписыванию российской истории. Царистскую империю представляли как вершину развития, а Сталина порочили как разрушителя русской культуры.

Преклонный возраст американских кандидатов в президенты напоминает 1984-1986 годы в России, когда в течение трех лет умерли три советских лидера преклонного возраста. Этот парад престарелых лидеров завершился избранием Горбачева, который был относительно молод и мог говорить без суфлера. Россияне сравнивают Байдена со своим Черненко (76 лет), возглавлявшим Россию в 1984–1985 годах.

Остроумный Виктор Пелевин в своем новом романе предлагает другую дату. С его точки зрения, современная Америка - это Советский Союз в стиле Брежнева примерно 1979 года, где ЛГБТ заняло место комсомола, корпоративное управление - место коммунистической партии, сексуальные репрессии - место сексуального самовыражения и рассвет социализма - смерть социализма. Однако есть разница. Можно было сбежать из Советской России, но нельзя сбежать из Америки (то есть, ее влияние глобально). В Советской России можно было слушать «Голос Америки», а сейчас его нет. Всего три немного разных «Правды» и один многоликий бессмертный Брежнев…».

Популярный блогер Дмитрий Ольшанский с этим не согласен. Для него Америка похожа на Россию 1930-х годов. Он просматривает последние американские фильмы и видит …биографический фильм об иконе феминизма Глории Стайнем ... две женщины сначала не ладят, потом они дружат, потом сливаются в одну ... Бассам Тарик рассказывает историю пакистанского рэпера, пораженного наследственной болезнью ... последствиями экологической катастрофы вызванной промышленным загрязнением местной воды ртутью. Феминизм - лесбиянство - гринпис - пакистанские мигранты. Это не похоже на брежневскую Россию, где художники умели обманывать цензоров и провозить запрещенные предметы; это советские 1930-е годы, когда все свирепее несчастный кинозритель был захвачен сталелитейным цехом, руками грубых рабочих, выполнением плана.

В заключение Ольшанский призывает голосовать за Трампа, поскольку он - единственный государственный деятель, способный заблокировать матриархат, тридцать восемь полов, собачий язык триггеров и привилегий, выкинув Шекспира и Черчилля с корабля современности.

«Бросить Пушкина с парохода современности» - был девиз русских «пробужденных» в 1912 году.

Кажется, некоторые американские безумства напоминают Россию 1912 года, 1920 года, 1935 года, 1970-х и 1980-х годов. Все вместе взятые, они показывают, что Россия и США научились друг у друга многому, и не всегда лучшему. Но это по-человечески - мы часто перенимаем дурные привычки наших друзей и сохраняем их даже после расставания.

Перевод Сергея Духанова.

Публикуется с разрешения автора и издателя.

*В оригинале – greaseball – от англ. grease (смазка, жир)+‎ ball (шар, яичко). Ведет свое происхождение от того факта, что в отношении американцев итальянского происхождения действовал стереотип «у них жирные – т.е., грязные – или смазанные бриолином волосы». Как, например, у Дж. Траволты в фильме Grease. Впоследствии это сленговое выражение стали применять к лицам испанского, португальского, средиземноморского, латиноамериканского происхождения, а также к механикам, байкерам и рокерам.

** wokism (от woke) — политический термин афроамериканского происхождения. Имеет отношение к осознанному пониманию вопросов, касающихся социальной и расовой справедливости. Это происходит от афроамериканского простонародного англоязычного выражения stay woke (проснись, будь начеку).

К концу 2010-х годов «Wоke» был принят в качестве более общего жаргонного термина, широко связанного с политикой левого толка, с социально-либеральным «делом», с феминизмом, с активностью ЛГБТ и культурными проблемами (при этом также использовались термины «культура пробуждения» и «политика пробуждения»). Термин был предметом мемов, иронического использования и критики. Его широкое использование с 2014 года является результатом движения Black Lives Matter.

*** Хэштэг, мгновенно распространившийся в социальных сетях в октябре 2017 года, подчёркивающий осуждение сексуального насилия и домогательств, получивший распространение в результате скандала и обвинений кинопродюсера Харви Вайнштейна. **** «Культура отмены» относится к популярной практике прекращения (отмены) поддержки публичных фигур и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается нежелательным или оскорбительным. «Культура отмены» обычно наблюдается в социальных сетях в форме «группового позора».