«Её выбрало небо»
В начале октября на сцене Дома офицеров состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Её выбрало небо», посвящённая нашей замечательной землячке — участнице Великой Отечественной войны, легендарной лётчице Марии Георгиевне Гетало. Она жила среди нас, многим была знакома. Помнят её те, кто с 1958 по 1971 год учился в школе №5, те, кто был связан с райкомом ДОСААФ Центрального района Читы, кто был участником походов молодёжи по местам революционной, трудовой и боевой славы советского народа, кто посещал пионерский лагерь в городском саду или в парке окружного Дома офицеров. Десятки и сотни вчерашних мальчишек и девчонок помнят «Отвагу», «Зарницу», «Пограничник» — игры школьников по всей Читинской области, первые вахты на посту №1 на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев… И ещё многое другое, где принимала участие эта неутомимая женщина. В 2003 году Марии Георгиевны не стало. Через год на доме, где она жила, была установлена мемориальная доска в её честь, а к 70-летию Победы в Военно-историческом музее открыли экспозицию, посвящённую её памяти. Военной лётчице Марии Георгиевне Гетало посвящается Такие слова предваряют поставленный театральным коллективом Дома офицеров спектакль. Перед занавесом на переднем плане сцены — противотанковые ежи из рельсов, мешки с землёй, обломки вражеского самолёта, осколки снарядов, ящики из-под боеприпасов, на стене — стрелка с надписью «На Запад». Пространство словно пронизано атмосферой войны. Но действие начинается ещё мирным днём. 22 июня 1941 года. Воскресенье. Город отдыхает. На Читинском стадионе «Динамо», где сейчас возвышается храм в честь иконы Казанской божьей матери, идёт футбольный матч между хозяевами поля и гостями из Красноярска. Болельщики, как это всегда бывает, кричат, машут руками, восхищаются, возмущаются… Ничто, казалось бы, не предвещает беды. Но вот второй тайм прерван, из вокзального репродуктора звучит голос В.М. Молотова, он сообщает о вероломном нападении германских войск на нашу Родину. Народ замер… Ещё мало кто понимает, что происходит, но молодёжь уже рванула в военкоматы с заявлениями записаться добровольцами на фронт. Среди них Маша Копылова, вчерашняя десятиклассница. Ей всего 17, за плечами курсы радистов Читинского аэроклуба. Но из-за недостающего возраста военком отправляет её домой. В другой раз, прибавив себе один год, она всё-таки добилась своего. В авиационную часть, которая дислоцировалась под Читой, её призвали в качестве оружейника. Полгода оттачивала работу радиста. Настало время, и полк тяжёлых бомбардировщиков направляют под Сталинград. В Забайкалье у девушки остаётся друг Борис Гетало, который служит в погранвойсках в Даурии. Его оставляют здесь, потому как враг не только на западе, но и на границе с соседней Маньчжурией, там сосредоточены японские войска, готовые переступить границу в любой момент. На сцене, как это было когда-то в жизни, выстраиваются отряды добровольцев: «До свидания, мальчики…., до свидания, девочки…», — нарастает тревожная музыка Булата Окуджавы. Двое в военной форме прощаются, это Маша и Борис, повторяя друг за другом, как заклинание: «Мы будем писать друг другу. Что бы с нами ни случилось, мы будем вместе, я буду любить тебя всегда, хорошо быть любимым, хорошо быть любимой…». А на большом экране уже мелькают картины боёв, кадры кинохроники времён Великой Отечественной. Они сопровождают весь спектакль. Гул самолётов в небе, рёв танков и горящие здания на земле, взрывы, поднимающие в воздух море огня. 454-й авиаполк 12-й воздушной армии уже в районе Сталинграда. Там решается судьба всей России. Девушка летает на пикирующем бомбардировщике Пе-2 стрелком-радистом. Непрерывные многочасовые бои в воздухе. И всё-таки наступают часы недолгого затишья… В эти моменты кто-то старается успеть написать письмо, почитать книгу. Мария в перерыве между боями вступает в партию. Ведь завтра можно уже и не успеть. Мужские и женские голоса наполняют пространство сцены: «Покроется небо пылинками звёзд…, Мы — эхо, мы — эхо… Мы звёздная память друг друга». Кружатся пары в вальсе, как воспоминание о довоенной счастливой жизни. Опять вой самолётов, двое тащат тяжёлую рацию для ведения корректировки боя. Через какое-то время снова передышка. Объявляется смотр художественной самодеятельности. Солдат в белом колпаке и фартуке запевает шутливую песню про четырёх Иванов, все улыбаются, смеются. Выходит вперёд невысокая черноглазая девушка. На ней сапоги, брюки, поверх гимнастёрки накинута плащ-палатка. Это Маша Копылова. Она проникновенно читает стихи Константина Симонова: «Жди меня». Девушка очаровательна. Не случайно вновь прибывшие ребята пристают к ней с ухаживаниями, но подруги предостерегают: «К Маше не клеиться, у неё жених-пограничник». Последний полёт 12 июля 1943 года. Курская дуга. Знаменитое сражение под Прохоровкой. Беспримерное встречное бронетанковое сражение. Решается судьба дальнейшего хода войны. В воздухе вражеские «мессеры». Выкатывается зенитная пушка. Все поспешно бегут на взлётное поле к своим ПЕ-2. Опять сражения, бои. Звучат знаменитые «Журавли» Расула Гамзатова, поёт группа девушек. В одном экипаже стрелок-радист ранен. Маша просит майора заменить собой раненого лётчика. Командир отклоняет её просьбу, приказывает выполнять курс обучения. Девушек по возможности берегут. «А как же моя просьба?». В ответ: «Это приказ! Выполнять!» Маша читает инструкцию для новичков, разбирает и собирает вместе с ними пистолет. Идёт обучение навыкам боя, физподготовка, самолётовождение, бомбометание… … Апрель 45-го. Самый мощный укрепрайон перед Берлином — Зееловские высоты. На щите крупными буквами обозначено направление «Потсдам — Берлин — Зеелов». Майор объявляет: «До Берлина 70 километров. Отправляетесь на штурм Зееловских высот». Марии разрешают занять место стрелка-радиста. «Берегите себя, вам деток рожать!» — даёт последние наставления командир. Полк уже в воздухе. По рации в наушниках: «Огонь! Мы им покажем! Борт полыхает! Открывай люк, это приказ, прыгай! Сокол 101-й, ответь!». К этому дню у Марии уже 72 боевых вылета. Последний, 73-й — за две недели до победы — закончился трагически: по приказу командира прыгнула с подбитого самолёта, повредила позвоночник и правую ногу, которую в госпитале докторам пришлось ампутировать. До августа 1946 года она лечится в госпиталях. Пишет письмо своему любимому: «Я уже не та Марийка, которую ты знал, я — калека!» Но лейтенант-пограничник разыскал её в московском госпитале, увёз в Ташкент, где служил. Поженились. Потом перевелись в Читу. На сцене снова двое: он и она, обнявшись, радуются встрече, к которой шли долгих пять лет через бои, сражения, ранения, госпитали, утраты родных. В мае 1944 года на Украинском фронте погиб младший брат Дмитрий. Продолжение следует? Литературно-музыкальная постановка о большой, верной, чистой, всё преодолевающей любви заканчивается. Премьера состоялась с большим успехом. Звучат аплодисменты, поздравления, у многих зрителей влажные глаза. Ирина Борисовна Щапова, дочь Марии Георгиевны, вышла на сцену в окружении супруга и правнучек главной героини спектакля Лизы и Кати. Не смогла сдержать слёз, с благодарностью обращается к коллективу Ансамбля песни и танца и театра-студии Дома офицеров, так замечательно, пронзительно рассказавшим о её родителях. В её руках цветы для артистов. Многим исполнителям вручены благодарственные письма и юбилейные медали. Исполнительница роли Маши Копыловой Даша Потапова скромно принимает букет, поздравления, награды. Здесь же на сцене возникает идея создать продолжение спектакля и посвятить его мирной, но не менее героической жизни супругов Гетало. Ведь они создали по-настоящему красивую семью и прожили счастливо 54 года. Мария Георгиевна, передвигаясь на костылях, нашла в себе силы и мужество выносить и родить двоих детей: дочь Ирину и сына Александра. Свои лучшие молодые годы они с мужем отдали войне. Но ведь победили, спасли Родину, спасли жизнь на нашей земле! А наш долг — не забывать об этом. Людмила АРЗАМАСЦЕВА. Фото пресс-центра Дома офицеров и из семейного архива Ирины Борисовны Щаповой.