Лидия Козлова: Я счастлива, что память о Михаиле Таниче живет в народе
Ростовская область, 21 октября 2020. DON24.RU. Поэтесса, художественный руководитель группы «Лесоповал», супруга всенародно любимого поэта Михаила Танича Лидия Николаевна Козлова рассказала о таганрогском детстве Михаила Исаевича, его первой любви, творческом закулисье, а также поделилась секретами, как сохранить любовь, победить ревность и найти смелость быть самой собой. Про Таганрог, памятник и уникальный южный характер — Михаил Танич в своих воспоминаниях уделяет большое место таганрогскому детству, пишет о подробностях жизни в доме по улице Греческой, где он жил вместе с родителями. С каким чувством он вспоминал о Таганроге? — Нужно сказать, что Михаил Исаевич никогда не приукрашивал или в угоду кому-то изменял действительность. Он всегда писал так, как есть, был очень откровенным. Вот как он в своих воспоминаниях пишет об отце, которого в последствие расстреляли: «Дипломированный инженер, он руководил городским коммунальным хозяйством: строительство, жилье, электричество, водопровод — список длинный. Человек энергичный от природы, он буквально пропадал на работе: строились электростанция и первая трамвайная линия до металлургического завода, перечеркнувшая искрами от дуги вековое захолустье». — А вспоминал ли Михаил Исаевич своих учителей? — Да, конечно, тем более они были у него настоящие легенды. Кстати, очень трогательную историю он рассказывал о своей первой любви, как он влюбился в свою учительницу Антонину Андреевну. Естественно, она не могла не замечать всех этих вздохов и взглядов ученика. И однажды Мише повезло: им было по пути. Несмотря на ледяной зимний ветер, Миша завязал уши на шапке, чтобы казаться взрослее и привлекательнее перед барышней. Долго он потом вспоминал эту историю, как едва не отморозил уши из-за любви. — Он потом никогда не встречал учительницу? — Представьте себе, они потом нашли друг друга! Антонине Андреевне было даже посвящено очень трогательное стихотворение, а она присылала Михаилу Исаевичу открыточки к празднику с «правильными» словами. — Повлияло ли на творчество, выбор профессии и мироощущение молодого Танича, что его город — родина Чехова? — Думаю, это было предопределено в какой-то мере. Он вспоминал о тех самых легендарных учителях и горожанах, которые знали самого Антона Павловича. Например, учителем русского языка и литературы был Александр Баландин, который лично знал Чехова. Или доктор Шамкович, который учился с Чеховым в гимназии с разницей в несколько лет. Первые литературные опыты Михаила Исаевича, по его словам, были в духе раннего Чехова, но они не увенчались успехом. Но так или иначе любой преподаватель учит не сколько химии или географии, а жизни. — В 2013 году в самом центре Таганрога была заложен временный мемориальный знак будущего памятника Михаилу Исаевичу. До сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки, памятника нет. Два года назад по частной инициативе на набережной был поставлен памятный знак в честь знаменитого таганрожца. Когда же город увидит долгожданный памятник, достойный творчества и вклада Михаила Исаевича в российскую культуру? — Да, я присутствовала на открытии знака в 2013 году. Приехал и «Лесоповал», и артисты эстрады, получился хороший праздник. Но дело с мертвой точки пока не сдвинулось. Причины этого мне неизвестны, то ли городские чиновники положили этот процесс «под сукно», то ли нет средств, одни обещания. В любом случае, памятника нет. Когда меня попросили высказать мое отношение к этой ситуации, я им ответила так: «Главное, чтобы вы оставили городу хорошую память о себе не бездействующими указами и личным богатством, а добром, хорошим состоянием города, любовью к жителям. Словом, надежда на то, что обещанный памятник будет, еще есть. Но радует и удивляет, что несмотря на то, что Михаил Исаевич ушел из жизни, народная память живет, а это самое главное». — В чем секрет того, что небольшой южный Таганрог считается чуть ли не кузницей талантов? Одни имена чего стоят: Антон Чехов, Фаина Раневская, Михаил Танич, актер Зиновий Высоковский, новое поколение артистов и творческих людей, среди которых фотограф Саша Гусов, Федор Добронравов, Павел Деревянко и так далее. Есть этому разумное объяснение? — На мой взгляд, одна из главных причин — историческая городская многонациональность. Испокон веков здесь люди жили в добре, взаимососедстве, здесь рождались дети, свободные от каких-то узких рамок и ограничений. Возможно, это и повлияло на то, что так же свободно у таганрожцев лилось и творчество. Этот воздух, море, особая атмосфера и рождали такие уникальные характеры. Фото: Сергей Арзуманян Про смелость писать стихи, ревность и женскую мудрость — Лидия Николаевна, помимо того, что вы были любимой супругой, первой читательницей стихов Михаила Исаевича, вы еще и сами писали стихи, которые становились потом всенародно любимыми хитами — «Айсберг» в исполнении Аллы Пугачевой, «Роза красная моя» Филиппа Киркорова. Как вы решились на поэтическое творчество рядом с известным мужем-поэтом? — Первые двадцать лет я даже и не думала об этом. Я уже восемнадцатилетней девушкой поняла уровень его таланта. Но спустя годы у меня накопилась творческая энергии, я писала стихи и прятала их от Танича. А потом решилась. Я подумала, если я покажу стихи кому-то другому, то это будет самая настоящая измена — жена тайком пишет стихи да еще и несет их показывает на сторону! Набравшись смелости, я робко сказала: «Миша, я хочу показать тебе тетрадку». Он удалился в кабинет часа на четыре, читал, потом вышел с аккуратно сложенными листочками и сказал: «Ну что я могу сказать, похоже на Ахматову, в общем, пиши!» А я знала, что только одно это «пиши» в его устах дорогого стоит. Поэтому я продолжила свое литературное творчество. — Что вы почувствовали, когда впервые услышали песню «Айсберг» на свои стихи в исполнении Аллы Пугачевой? Ведь эта песня стала истинно народной, хитом всех времен и народов! — Понимаете, я никогда не гналась за славой. Первое исполнение было в 1983 году на радио, в День милиции. Я позвонила Алле, сказала, что сейчас был «Айсберг», и все. Так что у меня особой гордости не было, своим особым достижением я все это не считала. Конечно, мне было очень приятно, что мне удалось «выговориться» в этих стихах, создать обобщенный образ, который стал близок многим женщинам. — Не было ли у вас подспудного соревнования с Таничем? — Да что вы! Мне это даже в голову не приходило, ему, уверена, тоже. Он меня всегда поддерживал и радовался моим успехам. Я прекрасно понимала, какого уровня таланта мой муж, поэтому у меня и мысли не было устраивать какие-то бессмысленные соревнования. — Кто, как правило, был первым слушателем стихов Танича? — Знаете, это было необыкновенное счастье, что каждый день рано утром Михаил Исаевич писал новое стихотворение, читал мне. И для меня это был самый большой праздник — эти его утренние стихотворения. Я очень благодарна судьбе, что она нас свела и мы провели вместе целых 52 года. — Как вы преодолевали кризисные, спорные моменты в вашей семейной жизни? — Знаете, Танич был непритворным человеком, честным перед самим собой и другими. Он бы никогда не позволил себе соврать, скрыть что-то. Если случались сложные моменты, мы садились за стол, обсуждали открыто друг с другом. Мы знали, что каждый из нас поступит так, как считает нужным, но никогда не скажет неправду. И это самое главное — ответственность друг перед другом, желание, чтобы твой любимый человек был счастлив, позволили не заниматься глупой ревностью. — А Танич ревновал такую красивую женщину, как вы? — Сейчас я уже знаю точно, что все женщины красивы. Только одни завяли от несчастия, другие — от нехватки любви или заботы. Мы находили общий язык с мужем, а я смотрела на каждую женщину, которая была у нас в доме, как на красивую, замечала ее лучшие качества, училась от нее лучшему. Представляете, сколько у нас в доме было молодых красивых и талантливых женщин? Но Танич всегда улыбался и со смехом говорил: «А моя-то лучше». — Какая книга сейчас лежит на вашей прикроватной тумбочке? — (смеется) Как ни странно, книга Танича! Он ее писал, когда уже был очень болен. Он даже уже не мог править, главное, было успеть записать. Конечно же, я всегда читаю и перечитываю русскую классику. Я очень благодарна судьбе, что она подарила мне такую любовь, встречи с талантливыми людьми, дала возможность писать стихи, приобщиться к искусству. Это великое счастье! Надежда Феденко Фото: Сергей Арзуманян