В Москве реконструировали "Закрытую рыбную выставку"
МОСКВА, 20 октября. /ТАСС/. Молодые художники реконструировали одно из ключевых событий в истории московского концептуализма - "Закрытую рыбную выставку" Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Проект можно увидеть в Центре Вознесенского с 21 октября по 22 ноября, рассказали ТАСС во вторник организаторы выставки.
Художественным руководителем и автором идеи выступил Ян Гинзбург, куратором - Дмитрий Хворостов. "Закрытая рыбная выставка. Реконструкция" стала практической частью их лаборатории в институте современного искусства "База". В выставке принимают участие художники Владимир Бынь, Иван Лебедев, Саша Мороз, Анастасия Пальчукевич и другие. В экспозицию вошли инсталляции, арт-объекты, видеоарт, документации акций и перформансов.
"Наша выставка рассказывает об истории российского искусства. В экспозиции, в идее проекта заложено исследование Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Мы представляем их проект как принципиально важный, интересный и прорывной для своего времени, да и до сих пор он нас очень сильно вдохновляет, мы считаем, что он может стать культовым", - сказал ТАСС Хворостов.
В 1990 году в загородном музее "МАНИ" состоялась "Закрытая рыбная выставка", ставшая дебютным совместным проектом Елагиной и Макаревича. Художники реконструировали соцреалистическую астраханскую "Закрытую выставку" 1935 года. За основу они взяли каталог 1935 года, содержавший только текст, названия работ и технику их исполнения. Елагина и Макаревич сделали серию объектов, воссоздав их по названиям работ с астраханской выставки и превратив в постмодернистские с отсылками к интернациональному искусству - Лучо Фонтана, Йозефу Бойсу и Хаиму Стейнбаху. Потом они еще несколько раз показывали "Закрытую рыбную" на международных смотрах с различными комбинациями арт-объектов, а также подготовили к выпуску каталог выставки в "МАНИ", который так и не был издан.
В результате исследований художники-лаборанты "Базы" должны были представить работу под выбранное название объекта с этой выставки 1990 года. У них также была возможность лично обсудить с Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем детали их проекта.
"Мы совершили такое путешествие по реконструкции выставки Елагиной и Макаревича. Это реконструкция свободная, с интерпретациями. На выставке представлены самые разные варианты того, как можно работать с историческими документами, с искусством недавнего прошлого. Мы представляем самые различные исследовательские и художественные стратегии", - добавил собеседник агентства.
"Сшивание" времен
Каждый зал носит название одного из цехов Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, в котором проходили пленэры художников "Закрытой выставки" 1935 года. Цеховое деление экспозиции подчеркивает разницу в художественных стратегиях, а также представляет этапы обработки архивных и художественных материалов, с которыми работали участники выставки. Экспозиция также рассказывает о сложной истории "Рыбных выставок", показывает архивные материалы, проливает свет на неизвестные аспекты работы Елагиной и Макаревича и воссоздает архив оригинальной соцреалистической "Закрытой выставки" 1935 года.
Выставку дополнит публичная программа, а к финисажу планируется издание каталога "Закрытой рыбной выставки. Реконструкция", включающего неопубликованные архивные материалы, в том числе материалы из каталога 1935 года и неизданного каталога "Закрытой рыбной выставки" 1990 года. Организаторы добавляют, что Елагина и Макаревич отмечают в этом году 30-летие совместной деятельности.
"Елагина и Макаревич - очень значительные для постсоветского искусства мастера. И одновременно это важный для стратегии Центра Вознесенского проект, где мы поддерживаем современные методики образования. Но это не просто студенческая лабораторная работа. Это большое событие в современном искусстве, высказывание, которое открывает новые смысловые пласты в этапной выставке Елагиной и Макаревича 1990 года. Поэтому мы здесь привержены нашей традиции, Центр Вознесенского - место, занимающееся исследованием новейшей культуры и "сшиванием" времен и контекстов", - сказал ТАСС арт-директор Центра Вознесенского Антон Каретников.
Исследование в трех частях
Выставка в Центре Вознесенского - завершающая часть трилогии Гинзбурга по изучению наследия московского концептуализма. Первой стала "Тотальная экспозиция" - проект-исследование текста 1987 года Андрея Монастырского "Земляные работы", представленный в Московском музее современного искусства в 2016 году. Затем последовал "Механический жук" - проект-исследование "другого" Ильи Кабакова, показанный в галерее "Основа" в 2018 году.
"Закрытая рыбная выставка" 1990 года стала первым примером современного этапа концептуализма - экспонатизма. Термин "экспонатизм", когда художник выставляет свои или реальные музейные экспонаты или их симуляцию, впервые ввел в употребление Монастырский. "Мне нужно было из "Закрытой рыбной выставки", потому что Монастырский указал на нее как на первое место, где появился экспонатизм, выявить экспонатистские элементы, потому что они не были теоретизированы. И наша выставка, по сути, подводит нас к идее того, что такое экспонатизм. И здесь я показываю разные вариации того, как это может выглядеть", - пояснил Гинзбург.
О биеннале
"Закрытая рыбная выставка. Реконструкция" - специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая проходит с 5 сентября по 6 декабря 2020 года в Москве и состоит из конкурсной программы основного проекта, специальных проектов, образовательной программы, региональной программы портфолио-ревю и проектов параллельной программы.
Основной проект проходит в Музее Москвы и разделен на две части, у него нет одной общей темы. В первой части, которая стартовала 5 сентября, представлены четыре site-specific работы для внутренних фасадов Музея Москвы - художников Алисы Омельянцевой, Игоря Самолета, Ромы Богданова и Алины Глазун. Вторая часть проекта будет представлена в ноябре.