Российские древности. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье

«Российские древности» представляют один из шедевров северной деревянной архитектуры, вернее, хрестоматийный образец одного из знаковых этапов ее развития — так называемого онежского кубоватого зодчества. Это церковь Владимирской иконы Божией Матери XVIII века, расположенная на высоком левом берегу Онеги, на Жеребцовой горе. Издавна группу из семи селений, обустроенных ниже «порога» Онеги, в 25 верстах (26,67 км) от ее устья, называли Подпорожьем. На горе церковь поставили с тем расчетом, что видно ее будет издалека. «Ландшафтный» расчет мастеров оправдался — церковь и сейчас хорошо обозрима. В нашем путешествии мы увидели этот храм с противоположного берега Онеги.

Российские древности. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье
© Индикатор

Само населенное Подпорожье известно с древних времен, первое упоминание его датируется XII веком. Датировка же самого храма несколько противоречива. В одних источниках пишут про 1741 год, в других про 1745, в третьих — про 1757. Во многом это связано с тем, что храмов XVIII века тут было два, к которым в XIX веке пристроили колокольню.

Обратимся к «Краткому историческому описанию приходов и церквей Архангельской и Холмогорской епархии» 1896 года:

«Подпорожский приход, расположенный ниже «Порога» на реке Онеге, в 25 верстах от её устья, состоит из 7 селений, находящихся по обоим берегам реки, а именно: на левом берегу Гора Жеребцова с приходскими в ней храмами, Лахтинская и Медведевская «Средний Двор» — в 0,5 версты от приходских храмов, Наумовская (Потайболье) – в 2-х верстах ниже по течению, Грибановская (Грибаниха) – в 2-х верстах выше по течению; на левом берегу – Амосовская (Камениха), напротив приходских храмов и Софроновская ( Машелиха ) – в 2-х верстах. Жителей в них к 1896 году состояло 549 м.п. и 683 ж.п. В последних 5–ти деревнях – часовни. Расстояние от прихода до Архангельска – 248 вёрст, до Онеги – 15 вёрст, до ближайшего, Порожского прихода – 9 вёрст.

Несуществующая ныне Троицкая церковь. В. Суслов

Время образования прихода неизвестно, но несомненно то, что он древний; со времени устроения Крёстнаго монастыря он был в его ближайшем ведении. Первый из известных храмов прихода – во Имя Св.Троицы с приделами: Богоявленским, Никольским и в честь Параскевы Пятницы устроен и освящён по грамотам Новгородских митрополитов Питирима и Корнилия. Храм этот сгорел в 1724 г. По просьбе прихожан во главе «с Троицким попом Подпорожской волости Евстратием Алексеевым и церковным старостою Распутиным», указом Св. Синода от 1725 г. на имя наместника Крестнаго монастыря, Иеромонаха Сергия, предписано позаботится о постройке на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви во имя Св. Троицы «с единым престолом, а четырёх приделов не строить». Эта церковь, существующая поныне, по благословению Преосвященнаго Феодосия, архиеписк. Великоновгородскаго и Великолуцкаго, была освящена 16 мая 1727 г. С течением времени к ней был пристроен тёплый Богоявленский придел. Вместо сгоревших приделов: Никольского и Параскевичского, в период с 1745 (по М. Красовскому, заложена в 1741 г.) по 1757 гг. устроена была отдельная церковь, существующая до настоящего времени и именуемая ныне Владимирскою. Церковь заложили по благословению архиеписк. Новгородскаго Стефана, по просьбе церк. старосты Фёдора Андреевича Амосова и Степана Алексеевича Попова, из которых последний, по воспоминаниям старожилов, выделил средства на постройку. Освящена была церковь 23 октября 1757 г. по благословению того же Владыки и на имя архимандрита Крестнаго монастыря Адриана.

«Подпорожский тройник»

Таким образом, в описываемом приходе два храма: Свято-Троицкий с Богоявленским приделом и Владимирский с приделами: Николая Чудотворца и Св. ВЛКМ Параскевы. Оба храма и колокольня, устроенная по указу от 31.10.1847 г., деревянные, обшиты тёсом и окрашены, в 1884 г. обнесены дерев. оградой. Берег у Троицкой церкви каждый год всё более и более подмывает, что представляет угрозу храму, хотя сами по себе обе церкви ещё прочны».

Последнее фото с Троицким храмом

Об архитектуре сохранившегося по сей день храма хорошо написано в книге «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (1888 год) академика архитектуры В.В. Суслова.

«Я поехал берегами Онеги в Каргополь… Проезжая этим путем, мне удалось собрать весьма интересный материал по древне-церковному зодчеству в селах Подпорожья и др…. Одна из церквей, во имя Владимирской Божией Матери, крайне любопытна по своим наружным формам. Она построена, как значится в клировых ведомостях, в 1741 году. Обшивка стен, окон и карнизов церкви сделаны в недавнее время, общие же формы вполне сохранились.

«Небеса» подпорожского храма. Региональная заброшкофилия

Старинное крыльцо, при обшивке церкви несколько переделано, хотя находится на том же месте. Он, как заметно и в других церквах, расположено со стороны входа на погост. Все срубы храма имеют подвалы — «подцерковье». Главный сруб увенчивается пятью главами, а три прируба завершаются небольшими шатриками с главками. Алтарь состоит из трех делений, причем каждое из них имеет форму половины восьмиугольного сруба. Эти деления занимают все пространство восточных стен, главного и боковых срубов. Крыша над алтарем общая, в форме трехлопастного очертания с заострением сверху».

Рисунок из книги «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (1888 год) В. Суслов

Рисунок из книги «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (1888 год) академика архитектуры В.В. Суслова.

После революции храм был закрыт, в 1938 году арестовали его последнего священника. Потом в церкви было зернохранилище, место сборищ молодежи. А между тем внутри в первозданном виде сохранились великолепные «небеса» с архангелами. Последний раз храм ремонтировался в 1911 году и сейчас требует восстановления, которым занимаются волонтеры.

Текст: Александра Шапиро, Алексей Паевский