Как жили зеленоградцы, ставшие адептами Виссариона – основателя общины «Церковь последнего завета»?
В середине декабря 2000 года зеленоградские журналисты редакции «Сорок один» Анатолий Истомин и Инна Юнисова отправились в Сибирь, где основал свою религиозную общину Виссарион, объявивший себя Христом, «второе пришествие» которого случилось как раз на стыке тысячелетий. Серия очерков «Пастырь и его стадо» опубликована в январе-феврале 2001 года. Что же увидели и узнали наши коллеги? Что адепты «Церкви последнего завета» живут коммунами в селениях, разбросанных на множество километров от горы Сухая. Там якобы расположен Город Солнца, к которому стремились все последователи Виссариона. Коммуна – это общинники, объединенные в семьи. Каждая из них отдает в общий котел все свои средства. Не все последователи учения Виссариона приезжали со своими прежними семьями. Они формировали здесь новые союзы, которые легко было как создать, так и разрушить. «Бесприданников», таких как бывший зеленоградец Вячеслав Куванов, в коммунах не любили. Он нуждался в финансовой поддержке, а поддерживать необходимо было Виссариона и его приближенных. Зеленоградцев, особенно в поселении Жаровск, было очень много. А с чего, собственно, все началось? Журналисты нашей газеты нашли ответ и на этот вопрос. – Семейство Багаевых, – написали они, – стало первым предвестником веры. Именно Татьяна в 1992 году появилась в кабинете супрефекта Галины Яковлевой с просьбой разместить в корпусе 302 центр последователей Учителя. В Зеленограде Владимир Багаев возглавлял одну из лабораторий НИИТТ и завода «Ангстрем», на этом же предприятии работала и Татьяна. Задумав последовать за Учителем в Сибирь, сожгли все мосты: продали квартиру, машину, дачу. Здесь у немолодых уже супругов (44 и 45 лет) в 1988 году родился малыш. А что же Галина Яковлева? Вот какие выводы сделали наши коллеги после встречи с бывшим супрефектом: – Галину Яковлеву к ортодоксам учения никак не отнесешь. У нее творческий взгляд на постулаты веры. Некоторые суждения бывшего супрефекта носят даже ревизионистский характер. Обладая острым умом и неженской логикой, она обрушивается с критикой на своих единоверцев: тех, которые со свечой в руке разгоняют по углам отрицательные эмоции, кто едва не морит себя голодом, кто бросил все в миру и примчался сюда в преддверии близкого конца света с надеждой спастись, кто по любому поводу бежит на гору к Учителю просить совета. Бывший депутат и столичный чиновник в своих суждениях не одинока. Есть в общине люди, которые разделяют ее мировоззрение и понимание веры. Как лечились и учились Журналисты отметили, что многие приехали в общину, бросив свои обжитые места, не только по вере, но и во имя светлого будущего своих детей. Многодетные семьи здесь не редкость. По трое-пятеро имеют многие. Рожают обычно в домах, в бане – в воду. У многих рожениц при этом присутствуют муж и акушерка. Официальную медицину они в принципе не отрицают, но прибегают к ней только в крайнем случае, стараются ограничиваться нетрадиционными способами. Не обходится, конечно, и без трагических происшествий. Так, в Жаровске погиб двухлетний малыш, мама которого слишком рьяно восприняла идею не злоупотреблять «химией». Своего ребенка, заболевшего пневмонией, она «по методу Порфирия Иванова» периодически обливала ледяной водой. Когда обратились к «мирскому» врачу, было уже поздно – даже в больнице его не смогли спасти… Своеобразно дети и обучались. Большинство общинников появлялись в общеобразовательных школах раз в полгода – во время экзаменационных сессий. Остальное время они находились на надомном обучении. В каждом поселении имелась своя общинная школа, где учились надомники по «альтернативной программе», той, которую придумают имеющиеся в семье учителя. Отличия программы касались в основном преподавания истории и литературы. Стараясь оберегать подрастающее поколение от всех невзгод и грубостей внешнего мира, общинники решили «выкинуть» из истории все войны и прочие проявления жестокости человечества. Соответственно, из программы по литературе были изъяты все произведения, где упоминаются военные действия и прочие катаклизмы. Учитель Разумеется, наши коллеги не могли не побывать в Городе Солнца, у самого Виссариона. Вот как они описали само поселение: – Город Солнца, о котором упоминается практически во всех публикациях о Виссарионе, – всего лишь миф, легенда, мечта. Он существует в головах адептов веры, не имеет ни границ, ни статуса населенного пункта. Его название взято из известного труда Кампанеллы и олицетворяет утопическую социальную идею. То, что подразумевается общинниками под Городом Солнца, архитектурно состоит из двух микроскопических поселений верующих: Обители рассвета и Небесной обители. Находится Город на горе Сухой около озера Тиберкуль, венчает его храм Единой веры на самой вершине. Там же, в поднебесье, стоит дом Виссариона, в котором с 1997 года он проживает с женой и пятью детьми. Журналисты добились встречи с ним. Вот как они ее описывают: – Беседа длилась около полутора часов. Виссарион не проявлял признаков недовольства настойчивостью непрошенных гостей. Нестираемая кроткая улыбка, всепонимающий печальный взгляд из-под полуопущенных ресниц. Отвечает на вопросы негромко, обстоятельно, длинно. Настолько, что порой теряешь нить ответа. – Кто вы: пророк, богочеловек? – Это лишь термины, которые человеку пока не ясны. Есть какие-то исторические понятия, которые остается принимать на веру. Иначе ясности не будет. Это было 20 лет назад. Что происходит с общиной «Церковь последнего завета» и ее лидером Виссарионом сейчас, мы расскажем позже. Лариса РОМАНОВА
Во время экофеста в КЦ «Зеленоград» презентовали умный контейнер для сбора старых гаджетов