Ми-26 поднимает Ми-8АМТШ на высоте пять километров в горах Кавказа: летчик рассказал о секретной операции на Эльбрусе
В новом выпуске «Военной приемки», посвященной самому большому в мире серийному вертолету Ми-26 летчик испытатель рассказал о секретной операции в горах Кавказа.
Летом 2010-го на склоне Эльбруса потерпел крушение военный Ми-8АМТШ. Он упал недалеко от тропы, по которой совершают восхождения альпинисты. В том числе иностранцы. Фотографии рядом с изломанным фюзеляжем стали обязательной частью восхождения. Страдал престиж, дело приобрело политический вес.
Ми-8 было решено было убрать с горы. Но никто и никогда на таких высотах не проводил подобные работы. На Эльбрусе настолько разряженный воздух, что дышать сложно, не говоря о том, чтобы удерживать на весу вертолет. Как рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Хорев, вертолет лежал на высоте 4820, «соответственно, для полета в этом районе надо было держать высоту 5 километров, 5 тысяч 100 метров».
Владимир Хорев – летчик-испытатель завода Роствертол, именно он руководил экипажем того самого спасительного военного борта. Это сейчас он рассказывает как всё было, а тогда операция была засекреченной.
«Это же все на грани фола. Поэтому – не дай Бог – какой-нибудь малейший просчет, и положить еще одну машину там на Эльбрусе – никому это не надо», - делится подробностями, тогда еще засекреченной операции, Хорев.
Максимальная высота полета Ми-26 шесть с половиной километров. Это без груза! А тут были и груз, и разряженный горный воздух, плюс порывистый и изменчивый ветер - в таких условиях МИ-8 казался неподъемной ношей.
«В процессе выполнения этих исследовательских полетов, мы составили определенные скорости, высоты, заправки, на которых можно было хотя бы понять, какие грузы мы можем там эвакуировать. И в принципе остановились на том, что для того что бы эвакуировать Ми-8, который весит – пустой – в районе семь-восемь тонн. Именно такой груз на такой высоте вертолет не может поднять. Поэтому было принято решение разобрать вертолет, демонтировать двигатели, демонтировать редуктор. И уже частями вывозить его оттуда», - рассказывает Хорев
Такая работа даже в подготовленном цеху может занять недели. Ну а на вершине горы, где даже дышать тяжело – тем более. Военные инженеры на полгода стали альпинистами.
Им приходилось ночевать на горе, для этого Ми-26 доставил на Эльбрус кунг. И по ходу поставил ещё один рекорд: доставка на пятикилометровую высоту груза весом 2 с половиной тонны – такого раньше тоже никто не делал.
Решающий день был назначен на 27 октября 2011. Спустя полгода после начала операции начался спуск.
«При подцепке фюзеляжа, он оказался, вместо расчетных 2,5 тонн, три тонны. И вот конечно, здесь пришлось нам поволноваться. Потому что мы смогли его поднять от земли буквально на полметра, на метр. А надо было его перетаскивать этот груз через такие скальные камни, порядка 10-15 метров..», - рассказывает Хорев детали ювелирной операции.
На кадрах той операции кажется, что до горы далеко. Но надо понимать, что одно неверное движение ручкой управления могло стоить жизни всему экипажу. Если бы фюзеляж восьмёрки зацепился за камни – он стал бы своеобразным якорем для воздушного гиганта.
По словам пилота, тогда пришлось работать на максимальном взлетном режиме. Когда подняли фюзеляж на метр в течение 3-5 минут, сожгли еще порядка 150-200 килограммов топлива. «У нас осталось минимально топлива где-то 1000-1150 килограмм. И вот только тогда немножко улучшились условия. Мы смогли приподнять груз на два три метра. Я принял решение уходить по склону на ледник. Именно таким образом вынес груз с той сложной зоны, где мы находились. И потом уже скорость вертолета увеличилась, энерговооруженность увеличилась. И мы спокойно доставили фюзеляж на высоту 2,5 тысячи». На все про все ушло всего 7 минут.