«Назовите пароль». Как нас могут провести мошенники?

Электронные кошельки и мобильные банки должны были облегчить жизнь покупателям. Но с каждым годом растет число преступлений, связанных с мошенничеством с банковскими картами. Нужно знать некоторые правила, которые помогут вам сохранить ваши сбережения. Корреспондент «АиФ Оренбург» узнал, какие именно. Преступлений все больше «В социальной сети примерно год назад мне пришло от близкой знакомой сообщение: она писала, что ей не хватает денег для оплаты за квартиру, и просила занять у меня. На днях ей должны были дать зарплату, и она расплатилась бы со мной. Поэтому я спокойно перечислила ей четыре тысячи рублей на номер карты, который она указала в сообщении. Только после этого меня начали терзать сомнения. А через полчаса знакомая написала, что ее страницу в соцсети взломали. Я обратилась в банк, правоохранительные органы, но деньги так и не удалось вернуть», - рассказала Татьяна. Мошенникам поверила девушка, старшее поколение оказывается еще доверчивей. Таких историй очень много. Согласно статистическим данным за семь месяцев 2016 года правоохранительными органами Оренбургской области было зарегистрировано 548 хищений (краж и мошенничеств), совершенных с использованием электронных средств платежа. За такой же период 2017 года совершено 842 преступления. Раскрыто из них 109, а за соответствующий период прошлого года - 34. В связи с низкой раскрываемостью этих преступлений люди редко обращаются в правоохранительные органы с такими случаями. По словам полицейских, только одна из десяти историй становится известной. Также люди обычно не сообщают о неудачных попытках списания средств. Не платите дважды Чаще всего преступления совершаются по вине самих пользователей карты, которые не знают обыкновенных правил обращения с «пластиком». «Возрастная категория тех, кто попадается на эти уловки, абсолютно разная. Желание заполучить какую-либо выгоду в той или иной степени присуще каждому человеку, и это приводит к тому, что мы теряем бдительность и сообщаем данные злоумышленникам. Если предлагают какие-то компенсации за ранее приобретенные аппараты, помните, что ни под какими предлогами не надо перечислять никаких предоплат. Законодательством РФ это не установлено. Это обязательно нужно знать. Каждому человеку было бы неплохо инструктировать своих родственников на эту тему», - рассказали в УМВД России по Оренбургской области. Мы назовем основные схемы воровства средств с банковских карт. Когда вы рассчитываетесь за покупки, у вас незаметно могут записать или сфотографировать данные вашей карты и использовать в последующем. Поэтому старайтесь держать всегда ее в руках, не передавайте продавцам или официантам. Бдительные люди заклеивают даже три цифры на обратной стороне «пластика», необходимые для подтверждения покупок. Наверняка, вы попадали в ситуацию, когда при оплате картой в магазинах, система выдавала ошибку. Будьте бдительны, под подобным предлогом продавец может дважды списать ваши средства. Действие будто бы повторяется успешно, но выясняется, что вы заплатили дважды. Лучше дождитесь уведомления через смс и проверьте баланс карты. В последнее время мошенники стали особенно ушлыми. Они предварительно выясняют номер телефона своей жертвы, к которому «привязана» карта. Затем изготовляют дубликат сим-карты, совершают покупки и подтверждают паролями, полученными на фальшивый номер. Если многие способы мошенничества, мы можем не допустить, то вряд ли можно как-то препятствовать следующей схеме: похитители прислоняют к карманам и сумкам людей собственные бесконтактные считыватели и термины, списывая таким образом нужную сумму. «Спящие» вирусы Часто мошенники получают доступ к вашим счетам, когда вы скачиваете на свой телефон программы или приложения, в которых «прячутся» вирусы. Какое-то времени они могут «спать», но потом активизируется и получает доступ к мобильному банку. Будьте осторожны с сообщениями и письмами, которые приходят от неизвестных лиц, - в них также может скрываться вредоносная программа. Не кликайте непонятные ссылки и сообщения. В особой опасности телефоны, которые работают на операционной системе Android. Она - открытая. Устройства, работающие на системе IOS, в большей безопасности, так как все приложения проходят проверку. Кстати, вы можете даже не узнать, что с вашего счета списывают деньги, потому что вредоносная программа удалит уведомляющие сообщения. Удивительно, что до сих пор люди продолжают доверять неизвестным людям и называть данные банковской карты, в том числе для оплаты продаваемых потерпевшими товаров. «Ни один банк не будет спрашивать у вас эти реквизиты, а также данные о том, на кого зарегистрирована карта и срок ее действия. А для зачисления средств на ваш счет достаточно лишь 16-значного номера, указанного на лицевой стороне карты. Кроме того, банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов», - прокомментировал управляющий отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка РФ Александр Стахнюк. Также похитители представляются близкими родственниками потерпевших и просят перечислить электронным платежом определенной суммы денежных средств необходимой, якобы, для разрешения какой-то неблагоприятной ситуации. Если вам кто-то звонит и сообщает, что ваш родственник попал в беду в первую очередь нужно связаться с родственниками или людьми, которые могу находиться рядом с ним. «В последнее время получили распространение случаи мошенничества, при которых похитители от имени правоохранительных органов, в том числе от прокуратуры, просят о перечислении денежных средств или оказании каких-либо услуг. Настоятельно просим не откликаться на подобного рода провокации, и в случае поступления таких просьб сообщать о них в компетентные органы, - сообщает старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью Ольга Аникеева. -Прокуратура инициировала создание специализированных групп по раскрытию данного вида преступлений, изданы соответствующие информационно-методические материалы, которыми руководствуются полицейские, активизирована учебно-методическая работа с сотрудниками правоохранительных органов для повышения качества оперативно-розыскных мероприятий». Население становится более сведущим в способах мошенничества, но, несмотря на это, в большинстве своем люди беспечно относятся к своим электронным кошелькам: устанавливают легкие пароли на мобильный банк, гаджет, а, потеряв телефон, даже не заботятся «отвязать» от него мобильный банк. Неужели нужно наступить на грабли, чтобы изменить свое отношение к этому вопросу? ТОЧКА ЗРЕНИЯ Рискованное дело Программист Денис Матвеев «Чаще всего деньги списывают, когда вы используете мобильный банк. Я сам вхожу в онлайн-кабинет своего банка через компьютер. На нем стоит антивирусная программа, которая парализует любой возможный вирус. Если все же вы подключили мобильный банк, скачайте на свой гаджет «антивирусник». Обычно его не устанавливают, потому что он «съедает» часть оперативной памяти. Хотя «Playmarket» (интернет-магазин для установки приложений на гаджеты) блокирует приложения, на которые жалуются пользователи, однако здесь можно скачать продукт с заложенным в нее вирусом. Все-таки использование мобильного банка - рискованное дело». КОМПЕТЕНТНО Вопрос привычки Председатель общественной организации «Финансовая грамотность» Александр Ромашкин: «Финансовая грамотность большинства людей оставляет желать много лучшего. В отдельных сферах ситуация близка к катастрофической. В 90% случаев виноваты сами пользователи карт. Тем временем забота о безопасности - это вопрос привычки. Делая покупки в интернет-магазинах, не все обращают внимание на то, есть ли на сайте система двухуровневой аутентификации 3D-Secure. Если есть, то банк не одобрит операцию, пока вы не подтвердите ее, введя особый код, присланный на ваш телефон. Например, на самом популярном интернет-портале «Алиэкспресс», которым пользуются многие жители края, такой защиты нет. Платеж проходит сразу, без подтверждения по СМС. Это значит, что ваши данные в опасности. Раньше мы просто отдавали карту официанту в общепите и не следили, какие действия с ней производят. А ведь информацию могли считать и продать на специальных сайтах. Сейчас официант карту уносить с собой не может. Если он попытается это сделать, требуйте, чтобы терминал принесли к вам на место или сопровождайте официанта, не выпуская карты из вида. Доступ к телефону, картам, паролям, интернету должен быть только у вас. Пароли к интернет-банку должны быть сложными, их нужно своевременно менять и не хранить в открытом доступе». ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ 1. Никогда, никому не сообщайте ПИН-код. 2. Не записывайте ПИН на обратной стороне карты, не храните его и на отдельном листочке (так его могут найти другие люди). 3. Три цифры на оборотной стороне карты (CVV2, CVC2-коды карты), которые нужны для покупок в онлайн-магазинах, можно запомнить, а потом закрасить черным маркером. Чтобы тот, кто нашел (украл) вашу карту, не смог купить товар в онлайн-магазине. 4. Составляйте сложные пароли к онлайн-банку и регулярно их меняйте. 5. Не передавайте карту третьим лицам. Когда расплачиваетесь за покупки, держите ее в поле зрения. 6. Не сообщайте никому данных вашей карты. 7. Сотрудники банка владеют всей информацией о вашей карте. Они никогда не будут спрашивать ее данные и пароли. 8. При потере телефона или смене номера сразу же «отвязывайте» от нее мобильный банк. 9. Не держите все деньги на одной карте. Откройте накопительный счет, еще одну или несколько карт в разных банках. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕНЬГИ ПРОПАЛИ 1. Как можно быстрее звоните в колл-центр банка, чтобы сотрудники заблокировали карту. 2. Банк сможет отменить операцию в течение первых трех часов. 3. Если средства все-таки вывели, обращайтесь в полицию. 4. Также можно запросить в банке операции по карте и отчет о звонках у мобильного оператора. Это поможет узнать, отправляли ли с вашего телефона запросы на снятие

«Назовите пароль». Как нас могут провести мошенники?
© АиФ-Оренбург