В Калининградском морском торговом порту больше полугода стоят бочки с токсичным веществом. Владелец исчез, что делать с грузом - решают. Проблема в том, что в области нет площадок для хранения опасных отходов. В утилизации отказали В январе 2016 года владелец токсичного вещества - смоленская фирма «СМ-Трейдинг» заключила с портом договор, по которому он должен был обеспечивать хранение «эмульгирующего чистящего средства для очистки металлоконструкций» в количестве 600 тонн в месяц. Но таможня не выпустила товар в обращение - у фирмы не хватало документов. Тогда владелец груза подал заявку на его уничтожение. «"СМ-Трейдинг" обратилась к нам в декабре 2016 года с заявлением о выдаче разрешения на уничтожение 2620 бочек чистящего обезжиривающего средства «Geminex G30» путем захоронения на полигоне в Круглово, - рассказали «АиФ»в Управлении Росприроднадзора по области. - Но уничтожение его таким способом невозможно: вещество может причинить вред окружающей среде, так как представляет опасность - длительную токсичность». Получив отказ, владелец бросил груз и исчез, задолжав порту за хранение больше 9 млн рублей. Сейчас товар - под процедурой таможенного реэкспорта. А федеральные СМИ какие только предположения не высказывают. Вплоть до того, что в бочках может быть материал для производства синтетических наркотиков. Экологи предполагают, что в Россию для захоронения ввезли токсичные отходы. При этом региональные власти уверяют, что опасности нет. «Нами от компетентных органов получена информация, что вещество не представляет угрозы ни для жизни и здоровья граждан, ни для экологической безопасности региона, - говорит врио зампредседателя правительства области Александр Шендерюк-Жидков. - Находящаяся в них жидкость предназначена для обезжиривания. На данный момент груз находится в режиме реэкспорта, он размещен на таможенных складах порта. Процесс по его вывозу с территории области инициирован владельцем. Правоохранительные и надзорные органы держат ситуацию на контроле. Если у собственника груза изменятся планы, будет определен механизм межведомственного взаимодействия по решению вопроса утилизации их содержимого». По данным Росприроднадзора, в области нет площадок для размещения опасных промотходов. Только на полигон в Барсуковке Неманского района можно законно свозить отдельные отходы не выше III класса опасности (к примеру, отработанные автофильтры и масла). А мощности лицензированных организаций региона позволяют обезвреживать ограниченный перечень отходов. Между тем область производит опасные отходы в огромных количествах. Те же энергосберегающие лампы относятся к самому высокому - I классу - опасности. В них - пары ртути. По подсчетам регионального Союза переработчиков отходов, в области ежегодно перегорают от 600 тысяч до 1,5 млн тысяч штук таких ламп. Только 10-20% сдают на обезвреживание, остальное попадает на обычные полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО), а то и вовсе на нелегальные свалки. Организовывать сбор опасных бытовых отходов у населения обязаны управляющие компании (УК). Однако, по словам председателя регионального Союза переработчиков отходов Святослава Лавриненко, в 2015 году счет собранных лампочек шел лишь на десятки штук, в 2016-м - на сотни. Со всей области! «Этот объем выдавали три - четыре УК, организовавшие пункты приема, - говорит Лавриненко. - Понятно, они не хотят тратиться: чтобы организовать пункты приема, нужны помещение, обученный человек, лицензия. Но мы предложили им устанавливать антивандальные контейнеры на площадках по сбору мусора. Пока нашлось только пять УК, для которых мы поставили 10 контейнеров. А их по городу должно стоять две тысячи». Коммунальщики сопротивляются, но недавно в регионе вступило в силу первое решение суда по иску прокуратуры к УК, которую обязали организовать места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. «Суд подтвердил, что мы правы, - говорит пресс-секретарь прокуратуры области Оксана Пономарева. - Теперь нам легче будет требовать от остальных УК исполнения законодательства. По районам пойдут проверки». «Пиратов» не ловят А между тем целые пласты предпринимателей занимаются экологическим пиратством. Например, только в Калининграде около 500 автосервисов. В большинстве образуются такие отходы, как топливные фильтры, отработанные масла, ветошь. В 2015-16 годах на легальную утилизацию автосервисы не сдали ни литра масла, ни килограмма ветоши или топливного фильтра. В 2017 году ситуация начала меняться: 10 автосервисов заключили договоры с переработчиками. Остальные не хотят. Отработанные автоаккумуляторы - отходы II класса опасности. По данным Союза переработчиков отходов, их легально вывозится, в лучшем случае, треть. При этом существует масса нелегальных сборщиков аккумуляторов: по городу ездят микроавтобусы с надписью «Куплю аккумулятор. Дорого». «Нелегалы - проблема, которую надо решать политически, - считает Лавриненко. - Кто собирает, кто возит - известно. Мы как-то разговаривали с одним из этих «пиратов». Он удивился, когда узнал, что сернокислотный электролит с растворенными в нем тяжелыми металлами наносит вред окружающей среде. С восторгом рассказывал, как его работяги вылили жидкость из аккумуляторов - и земля «закипела». Ежегодно в области сливают, в лучшем случае, в дождевую канализацию, до 680 тонн электролита, корпуса выбрасывают в контейнеры ТКО и уже сухие пластины продают на заводы... Ни один автосервис, по закону, не имеет права принимать отходы от граждан. Хотя много случаев, когда человек сдает в сервис шины и платит за утилизацию». Даже магазины, где написано: «Сдай старый аккумулятор - получи новый со скидкой», занимаются незаконным предпринимательством. На это нужна лицензия Росприроднадзора.