Выше ели
Отбивающемуся от исков о банкротстве ОАО «Псковавиа» 25 гектаров леса понадобились для расчистки взлетной полосы. Местных жителей об этом не предупредили: они узнали о вырубке по звукам бензопилы в 2 часа ночи. С руководством школы №16 также никто предварительно не общался: в результате лесорубы случайно уничтожили спортивную площадку и лишили учителей доступа к пожарному гидранту. Без «зелёнки»Вырубать лес за зданием 16-й школы на Ленинградском шоссе, 49 рабочие ООО «Форест-сервис» начали с 3 июля: с ними «Псковавиа» заключила договор через индивидуального предпринимателя. Местные жители к реву бензопил отнеслись без понимания: вызвали полицию и уже с ней пошли выяснять, что происходит. Стражам порядка лесорубы показали документы, после этого полицейские попросили пенсионерок не бузить: все законно.Бабушки не успокоились и пошли к «зеленым» общественникам. Те удивились: городские власти и представители «Псковавиа» 4 июня обсуждали с ними вырубку деревьев и кустарников в зоне аэропорта в районе дома №25 по улице Пригородной. О территории за школой №16 речи не шло.Руководство «Псковавиа» на той встрече объясняло необходимость вырубки тем, что им нужно расширять взлетную полосу на 500 метров. И в её зоне высота деревьев и кустарников не должна превышать 7,5 метров.Густой сосновый лес, помешавший аэропорту, начинается сразу за территорией школы. Ее директора Светлану Данилову, равно как и остальных учителей, о расчистке не предупредили. «Я была в шоке, когда пришла на работу. Во-первых, на территории школы стоит табличка (с приказом Минобороны – Л.С.), во-вторых, лесовозы почему-то стали активно использовать нашу спортивную площадку. Они проложили там дорогу, в результате площадка изрыта канавами, - возмущается директор. - Также на территории школы лежит бревно, которое перегородило проход к пожарному гидранту и водонапорной башне. Не дай бог что случится – машине даже не подъехать будет».Светлана Данилова уже написала заявление в псковские управления городского хозяйства и образования, к ним она приложила фотографии. Лес это, впрочем, уже не спасет: неделя круглосуточной работы лесорубов дала свои результаты - от высоких сосен, по словам местных жителей, уже ничего не осталось.«Незатененный существующий объект»Ситуация осложняется тем, что лес входит в зеленую зону Пскова: это отмечено на схеме территориального планирования города. При этом в областном комитете по природопользованию утверждают, что в лесном фонде Псковской области эти 25 гектаров не числятся. «У нас нет полномочий влиять на эту ситуацию, так как это не земли лесного фонда», - сообщила «Псковской губернии» инженер по лесопользованию Алла Бреус.По словам общественников, проблема с разграничением территории возникла еще во время первых обсуждений: чиновники не могли разобраться, кому все-таки принадлежат 25 гектаров леса. Позже управление городского хозяйства заявило, что эта территория, на которую государственная собственность не разграничена, поэтому распоряжаться такими земельными участками может только областной комитет по имущественным отношениям. Но и там от проблемной территории открестились: специалисты имущественного комитета утверждают, что могут управлять земельными участками, но не тем, что на них находится.Управление городского хозяйства Пскова признает, что 25 гектаров вырубленного леса относились к зоне городских лесов, но тут же оговаривается: границы лесничеств там еще не были установлены, регламенты для них не разработаны, цена за древесину не обозначена.По закону инициатор вырубки общего леса должен выплатить уполномоченному госоргану восстановительную стоимость деревьев. Кому ее сейчас будет выплачивать «Псковавиа», неясно. В управлении городского хозяйства предполагают, что деньги могут быть отправлены в федеральный бюджет.На 25 гектарах соснового леса за 16-й школой сейчас столкнулись сразу несколько ведомств и федеральных законов. Закон «Об охране окружающей среды» запрещает вырубку деревьев в лесопарковых зеленых поясах. Лесной кодекс разрешает пилить лес для нужд линейных транспортных объектов.Министерство транспорта в своем приказе «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» называет лесные деревья «незатененными существующими объектами над поверхностью захода на посадку». Они, по мнению ведомства, «являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены».Начальник управления городского хозяйства Алексей Захаров убежден, что проблема возникла из-за того, что изначально аэропорт нельзя было строить на территории города. Он открылся еще в 1944 году и в 1975-м начал эксплуатироваться. По свежим правилам, новые аэродромы или их части нужно строить за пределами города, для уже существующих и соседствующих с жилыми домами особых санкций не предусмотрено.«Я долго не подписывал документ о том, что мы не возражаем, - оправдывается Алексей Захаров. – Сидел, изучал все, проводил совещания на высшем уровне. Но мы не имеем права им возражать. У города нет права возразить Министерству обороны. Поэтому мы не возражаем и отсылаем их к федеральному законодательству».Он подчеркивает, что не выдавал разрешения на снос деревьев, а именно «не возражал». «Что тут можно сделать? Какие могут быть варианты? Либо не взлетает самолет, и я с обороноспособностью страны…Аэропорт закроют», - опасается он и надеется, что уже через 5 лет на месте вырубленных 25 гектаров соснового леса будет низкорослый кустарник.С ООО «Форест-сервис» заказчик вырубки леса рассчитывается натурой. Вопрос, правда, в том, что летом рубить лес «на древесину» невыгодно: дерево быстро преет и становится непригодным для обработки. Впрочем, ООО «Форест-Сервис» никаких опасений по этому поводу не высказывает.По информации «Псковской губернии», в комитет по имущественным отношениям администрации Псковской области уже поступил письменный запрос о правомерности вырубки 25 гектаров соснового леса для нужд «Псковавиа». Комитет планирует перенаправить его в администрацию Пскова, так как сами разрешения на «зачистку» не выдавали.