Тайные знаки старого Ставрополя
В историческом центре Ставрополя сохранилось немало старых домов, на чьих стенах внимательный прохожий может заметить причудливые знаки. Как уверяет знаток местной архитектуры, преподаватель Северо-Кавказского федерального университета Роман Нутрихин, некоторые из этих символов связаны с алхимией, буддизмом и масонством. Особенно много старинных домов можно увидеть на нынешнем проспекте Карла Маркса — главной исторической улице Ставрополя. — Это была центральная из первых трех улиц города. Сперва она называлась Большая Черкасская, потому что отсюда начинался тракт на Черкасск. А после того, как в 1837 году город посетил император Николай I, улицу переименовали в Николаевский проспект. По поводу переименования существуют разные мнения: кто-то говорит, что улицу назвали в честь самого императора, кто-то — что в честь его небесного покровителя, Николая-Чудотворца, — рассказывает Роман. По его словам, интерпретация знаков, украшающих городские дома, — дело достаточно сложное. Дореволюционные ставропольские архитекторы рассматривали свое искусство не просто как что-то утилитарное: взял заказ — построил — получил деньги. — Это позднее люди стали строить одинаковые дома-коробки, что высмеяно в «Иронии судьбы». А раньше архитектура была способом высказывания каких-то сакральных максим, философских идей, принципов, в которых происходила трансляция культуры. И с этим было связано огромное количество символов, поверий, знаний, умений, опыта. Масоны, позиционировавшие себя как универсальное течение, призванное объединить духовные достижения и мистические знания всех времен и народов, активно пользовались всем этим набором верований, ритуалов и знаков. Они использовали символы античности и Древнего Египта, алхимические символы — сложные и совсем примитивные. Все эти знаки внедрялись в архитектуру в обеих столицах России, а потом просто превращались в зодческую моду. Специально для наших читателей Роман Нутрихин рассказал о самых интересных домах Ставрополя и раскрыл значение символов, украшающих их фасады и интерьеры. Особняк Штейнгелей Проспект Карла Маркса, 27 — Когда-то особняк принадлежал коммерсанту Владимиру Штейнгелю. Он и его брат Федор обладали отменным архитектурным вкусом. Они строили и покупали великолепные особняки во Владикавказе, Ставрополе и других городах, где вели свои дела. Кстати, кое-кто из историков считает, что знаменитый замок «Ласточкино гнездо» в Ялте также был построен одним из Штейнгелей. Федор Штейнгель был видным политиком, меценатом, общественным деятелем и руководителем двух масонских лож в Киеве. А в 1912 году его выбрали Великим Мастером Ложи Верховного Совета Великого Востока народов России в Петербурге. На фасаде особняка можно увидеть лики Диониса, окруженные свисающими цепями. Это так называемая «золотая цепь Гомера» — в античной мифологии она связывала небо и землю. Символ очень важный для масонов, поскольку свой орден они называли «братской цепью». Рядом изображены шишки и индийские лотосы. Вообще, узнать Диониса в архитектуре очень просто. Ему почти всегда сопутствует изображение шишки. Атрибутом этого божества был тирс — жезл с шишкой на навершии. Дом купцов Тарасовых Проспект Карла Маркса, 56 — Удивительной красоты особняк имеет на фасаде очень интересную деталь — перевернутый треугольник с завитком. Это алхимический символ. А принадлежал прекрасный дом купцам Тарасовым. Кстати, они даже на своих документах помещали перевернутый треугольник. Их семья в принципе была тесно связана с эзотерическими и оккультными тенденциями начала XX века. Например, они дружили с Григорием Распутиным. Рассказывают, что родной для Тарасовых Армавир из простого селения превратился в город именно благодаря этой дружбе. Якобы они уговорили Григория повлиять на Николая II, и он написал царю записку: «Милый, сделай Армавир городом, сделай и успокой». И действительно, вскоре Армавиру был присвоен статус города. Театр «Пассаж» Проспект Карла Маркса, 59 — Особого внимания заслуживает здание бывшего театра «Пассаж», в котором располагались также синематограф «Модернъ», ресторан «Гномъ» и торговые ряды. Построили его по заказу братьев Меснянкиных, некогда называемых королями ставропольской торговли. Известно, что они увлекались тайными науками, что даже нашло отражение в литературе. Популярный до революции писатель Илья Сургучев, который был знаком с Меснянкиными, сильно их не любил и увековечил в пьесе «Торговый дом». Братья-купцы в ней показаны любителями колдовства и бесовских проделок. Род Меснянкиных был богатым, владел множеством домов, и большинство из них отмечены мистическими символами. Так, на «Пассаже» изображен кадуцей — древнейший магический и алхимический символ в виде жезла, обвитого двумя змеями. Это атрибут Гермеса — бога торговли и покровителя тайных наук. Меснянкиным он явно благоволил. Их богатство было воспето во множестве городских легенд. Говорят, что после революции в их особняках нашли удивительные клады. Известно также, что все они обладали сверхъестественными способностями. В Армавире и сейчас живет их прямой потомок — ветеринарный врач; считается, что он, как рентген, видит животных насквозь и может лечить их одним прикосновением. Салон Леонидовых Улица Дзержинского, 87 — Еще один интересный ставропольский особняк — бывший музыкальный салон Леонидовых. Сегодня в нем расположены детская музыкальная школа и органный зал. Особняк украшен львиными головами. Лев с кольцом во рту — символ всепобеждающего времени, причем символ, идущий с востока. Он присутствует в буддизме, и там кольцо обозначает колесо сансары — вечного круговорота рождения и смерти. Но особенно интересно, что интерьер особняка Леонидовых когда-то был оформлен в типично масонском стиле — со звездами на потолке и ведущей к ним винтовой лестницей, сохранившейся до сих пор. В масонстве это некий символ восхождения к Богу и просвещению. Очевидно, Леонидовы оформили свой особняк в такой стилистике неслучайно. Кстати, позже здание купили все те же «мистические братья» Меснянкины. Аптека Байгера Проспект Карла Маркса, 50 — Аптека Байгера, пожалуй, один из лучших образцов провинциального модерна в России. Проект этого замечательного здания принадлежал знаменитому ставропольскому архитектору Адриану Булыгину. Он же построил и особняк Штейнгелей. После революции Булыгин эмигрировал в Америку и стал архитектором одного из первых небоскребов Нью-Йорка. Есть определенные основания полагать, что Адриан Петрович был масоном. Когда сносили дом его отца, в фундаменте обнаружили закладной камень с вином, зерном и запиской: «Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. 1873 года июня 29 дня на сем месте построен каменный магазин иждивением ставропольского II гильдии купца Петра Николаева Булыгина при строителе губернском архитекторе Павле Константиновиче Никифорове мастером Петром Антоновым Сальцовым». Подобные «клады» позднее оставлял в фундаменте построенных им домов и Адриан Булыгин. Такой ритуал «благословения фундамента» был принят у масонов. Что касается аптеки Байгера, то на ней изображены совмещенные луна и солнце — это традиционный алхимический символ. К сожалению, здание было изуродовано неграмотной реставрацией. В изначальном виде на ее стенах красовалось шахматное поле. А чередование черных и белых клеток — очень важный символ для масонов, означающий дуализм света и тьмы. — Конечно, масоны не первые придумали украшать свои жилища различными символами. Идея домов-талисманов и даже целых городов-талисманов стара как мир. Знаки окружают нас повсюду, мы живем среди них, часто не понимая их смысла, думая, что это просто украшение. А на самом деле все гораздо интереснее.