Изучая общество. Ирина Марасанова об особенностях жителей Пермского края
В помощь им пермские учёные провели исследования, которые помогут местным властям выстроить стратегию управления своими территориями. Об этом наш разговор с заместителем директора Регионального института непрерывного образования ПГНИУ Ириной Марасановой. Что помогло Трампу? Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Почему вы занялись этими исследованиями? Ирина Марасанова: Ещё в июне 2014 года в России приняли закон о стратегическом планировании. Тогда в университете создали рабочую группу по стратегии развития муниципальных образований в Прикамье. Мы подготовили исследования по Пермскому, Кишертскому, Александровскому районам. И ещё готовим по некоторым другим муниципалитетам. Кроме того, я с большим интересом наблюдала за выборами Трампа в Америке. Его выборная кампания впервые была построена на анализе предпочтений выборщиков. Проанализировав огромное количество данных, в первую очередь соцсетей, Трамп смог предоставить им такую программу, которую они поддержали. Этот бизнес-приём в конечном счёте и принёс ему успех. – Какие методики вы применяли? – Мы решили сделать первый шаг, чтобы начать изучать базовые ценности жителей Пермского края. Такие исследования проводятся в Европе с 2002 года. С 2006 года в этом процессе стала участвовать и Россия. Методику разработал профессор Иерусалимского университета Шалом Шварц. В нашем случае был использован вариант анкеты, которая состояла из 21 описания, характеризующего людей по тем или иным моделям поведения. По этой методе мы провели исследования в трёх муниципалитетах края – Соликамске, ЗАТО Звёздном и Суксунском районе. Кому нужны такие кадры? – Какие особенности территорий вы обнаружили во время исследований? – Люди, живущие в Суксунском районе, придерживаются традиционных ценностей. А в Звёздном живут люди, приехавшие из разных уголков страны. Соликамск – древний город, но все традиции там заложены в советское время. По Перми исследования не проводили. Но думаю, что у нас, как и в Соликамске, – советский характер. По этим трём территориям можно сказать, что мы руководствуемся базовыми ценностями индустриального общества. – А чем это плохо? – Традиционное общество – это когда в цене была земля. Для её обработки не требовалось особой квалификации. В индустриальном обществе ценность – заводы, электроэнергия, топливо. В нём тоже можно было найти низкоквалифицированную работу. А ХХI век – это век постиндустриального общества, когда внедряются современные технологии, уже уходят в небытие профессии, которые раньше считались престижными. Например, банковские операционисты, бухгалтеры, туристические агенты. Если ты хорошо владеешь современными информационными сервисами, то тебе никто из этих специалистов не нужен. И сейчас стоит колоссальная проблема: что делать с низкоквалифицированной рабочей силой? Сейчас уже за станками люди с высшим образованием. Чем дальше, тем больше будет разрыв между разными слоями населения. Не по уровню доходов, а по уровню знаний. Теоретически мы должны развивать сферу услуг. Именно она является потребителем низкоквалифицированной рабочей силы. А где мы это будем делать? Я знаю единственный муниципалитет – Барду, где можно встретить 18 кафе на одной улице. Во многих других муниципалитетах развивать сферу услуг пока не получается. Стыдно быть успешным? – А как у нас относятся к богатым людям? – Не надо забывать, что наши базовые ценности формируются под влиянием образования, культуры, религии и семейных традиций. Вспомните хотя бы одного положительного героя из школьной программы по русской литературе. Увы, всё это «лишние» люди или терзающиеся сомнениями разночинцы. На литературе сказываются и православные традиции. Гедонизм (учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни. – Ред.), который нам пытаются навязать, – это протестантизм, религия капиталистического общества. У нас быть богатым – стыдно. А на Западе бедность – это проклятие божье. Это принципиально другой подход. Кроме того, не нужно забывать о ментальности Пермского края. С 1953 года и до конца века мы были самой закрытой в стране областью, где располагалось очень много зон. И это не могло не отразиться на нас. Мы редко улыбаемся, не любим быть выскочками. – Наверное, эти исследования помогут руководству районов продвигать свои территории? – Для того чтобы продвинуть свой муниципалитет, нужно хорошо знать историю и своё население. Когда людям кажется, что со стороны им виднее, как осчастливить то место, куда приехали, они могут потерпеть серьёзное фиаско. Вот, например, в Суксуне была единственная на Урале усадьба в стиле модерн, принадлежавшая известному общественному деятелю и представителю семьи купцов 1 гильдии Ивану Каменскому. Сейчас её нет. Мы с рабочей группой создали инвестиционную стратегию по развитию Суксунского района и решили провести выставку, которая бы рассказала о ней. Самое яркое впечатление на местных жителей произвело панно лестницы в стиле модерн, которую они помнили, а не рассказ о хозяине усадьбы. Наши исследования несомненно помогают руководителям органов местной власти по-новому взглянуть на жителей районов. Надо научиться использовать эту информацию для создания реально работающих стратегий социально-экономического развития муниципалитетов Пермского края.