Технари на Кавказе. Легко ли трудоустроиться выпускнику
У студентов горячая пора – сдают госэкзамены, защищают дипломы. Как дальше сложится жизнь? Легко ли будет найти работу? В частности, технарям? Об этом беседуем с доктором технических наук, профессором Олегом Габараевым. Уезжают лучшие Анна Максименко, «АиФ-СК»: Вузы зачастую отчитываются о чуть ли не о 100-процентной трудоустроенности своих выпускников. Так ли это? И сколько на самом деле идут работать по специальности? Олег Габараев: В некоторых округах России пороговое значение трудоустройства – 75-90%, по СКФО этот показатель чуть более 55%, а если рассматривать, сколько из них по специальности работает, то ещё меньше. И это вместе с магистратурой и аспирантурой. Наш округ трудоизбыточный. В республиках большая безработица, это ни для кого не секрет. И количество выпускников вуза неадекватно числу вакансий. Плюс заработная плата, которую предлагают молодым специалистам на предприятиях, очень маленькая. Поэтому многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании, идут потом работать не по специальности, а туда, где платят больше. - Так, может, не нужно столько вузов? Может, стоит их сократить? - Ни в коем случае! Система высшего образования выполняет огромную воспитательную роль. Волонтёрство, патриотические акции, походы, концерты – это неотъемлемая часть жизни студента. Да, вузы должны соответствовать всем стандартам качества образования, но сокращать их, особенно в нашем неспокойном регионе, где у молодёжи особенно «горячая кровь», нельзя, иначе она на улицы пойдёт. А у человека с высшем образованием - «содержание» другое. Даже самый отчаянный хулиган, поступая в вуз, попадает в хорошую среду, и обязательно чему-то хорошему там учится. Из университета выходит совершенно другим человеком. - С трудоустройством технарей такая же ситуация, как и у гуманитариев? - Несколько иная. Но при условии, что они действительно учились, а не «получали корочку». Вот они-то как раз на 75% трудоустраиваются по специальности. Найти безработного инженера, энергетика, информатика, горняка или металлурга сложно. Но при этом на наших промышленных предприятиях жуткий дефицит именно этих кадров. Потому что лучшие выпускники технических специальностей уезжают работать в Москву, Норильск, Красноярск – на предприятия-гиганты, которые и зарплаты предлагают приличные, и жильём обеспечивают, и карьерный рост гарантируют. К сожалению, сегодня региональные промышленники не конкуренты ведущим федеральным компаниям. Вот и уходят светлые головы из республики, и такая ситуация по всему Северному Кавказу. Подзаборная психология - У нас по-прежнему слабо развита промышленность, несмотря на то, что новые предприятия вроде бы открываются. Почему? - У нас в округе есть «оазисы» в строительной сфере, энергетике, добыче и переработке руд строительных материалов, электронике. Но этого пока недостаточно, на всех выпускников мест явно не хватает. Очень надеемся на реализацию программы развития СКФО, в которой предусмотрено масштабное развитие экономики округа за счет роста промышленного производства, перерабатывающих отраслей. Причем подготовка технических кадров должна учитывать особенности именно горных территорий со своей сейсмикой, геофизикой и экологией. А пока представители ведущих российских компаний устраивают презентации своих компаний в наших университетах, отбирают студентов на практику и на работу, участвуют в модернизации лабораторного фонда, создают именные лаборатории, устанавливают надбавки к стипендиям студентам, компенсируют затраты на практику. К сожалению, на большинстве наших предприятий аналогичных программ нет, и они не в состоянии конкурировать с более мощными компаниями. Мало того, у некоторых местных работодателей ещё и такая психология: дескать, сейчас подойдём к заводскому забору, под которым в очереди сидят выпускники, свистнем, и все побегут работать к нам. - Помогает ли решить проблему утечки кадров целевой набор? - Современная система целевого обучения на самом деле ничего не даёт, никого ни к чему не обязывает – ни работодателя, ни студента, ни вуз. Было бы хорошо, если бы появились обязательства: у студентов - учёба на «хорошо» и «отлично», у вуза - качество образования, у заказчика - организация практики. А сейчас это просто система льготного поступления в вузы. Чем сейчас очень многие и пользуются. Не учат в школе - Насколько хорошо подготовлены первокурсники в плане точных и естественных наук? - Проблема низкого уровня подготовки абитуриентов существует давно. Это последствия наших тяжёлых 90-х, когда в сознание людей вложили мысль, что светлое будущее только у бизнесменов, юристов, экономистов. И школьные педагоги по техническим и естественнонаучным направлениям оказались не у дел. Сейчас пытаются исправить ситуацию, но не получается. Очень много вкладывают в высшее образование, но пока не решат проблему с учителями, эффекта не будет. В школе по-прежнему жуткий дефицит учителей - химиков, физиков, информатиков. Это очень серьёзная проблема. Без грамотного преподавателя, который доходчиво сможет подать материал, - так, чтобы его усвоили дети, - уровень знаний поднять не удастся. А что сделали с черчением? Его же совсем убрали из школьной программы. А инженер обязательно должен уметь чертить, не в компьютерной программе, а карандашом по бумаге! - И как вы справляетесь с отсутствием хорошей базы у ваших первокурсников? - Организовали опорные центры, в которых наши преподаватели консультируют студентов. Кроме того, ведём специальные курсы, на которых после основных лекций дополнительно занимаемся с ребятами математикой, физикой и так далее, то есть даём им то, что они не получили в школе.