Здесь учат милосердию

Власти страны приняли закон, объявляющий теологию официальной наукой. Теперь специалисты в вопросах духа человеческого могут побороться за научную степень. Первую теологическую диссертацию защитил декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Хондзинский. В этом году его вуз празднует юбилей — 25 лет упорного труда во имя возрождения религиозного образования в России.Здесь говорят так: вера помогает в любом деле, а в науке — тем более. Корреспондент «ВМ» узнала, к чему стремятся и о чем мечтают будущие доктора богословских наук. Поднимаешься по лестнице, оглядываешься и первое время не можешь понять, где находишься — не то в музее, не то в просторном прихрамовом помещении. С университетом здание в Лиховом переулке ассоциируется плохо. Здесь хочется вести себя тихо и спокойно, никуда не торопиться. Для привычных вузов — нонсенс, а не ощущение. И БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ... — Вам чем-нибудь помочь? — чтец Дмитрий Марков в длинном, до полу, подряснике приветливо улыбается. Ему 22 года. Молодой человек учится на первом курсе магистратуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — К вере я пришел, когда был подростком, — спустя некоторое время мы сидим у высокого окна и непринужденно общаемся. — Тогда я много размышлял о жизни, старался разрешить свои сомнения, понять, как жить. Божьим промыслом я оказался в храме и стал помогать в алтаре. Родители Дмитрия стремлению сына к вере обрадовались. Так прошли последние классы школы. Когда Дима получал свой аттестат, он уже знал, куда будет поступать. — В первую очередь меня привлек объем тех знаний, которые я мог получить в университете, — рассказывает Дмитрий. — Попадая сюда, ты оказываешься в эпицентре насыщенной учебной и научной жизни. Мы участвуем в разных мероприятиях, университет организует поездки, занимает нас соцработой. Если родственники выбор молодого человека поддержали, объяснить одноклассникам свое решение было непросто. — Большинство отнеслось с пониманием, — вспоминает Дима. — Но были и те, кто относился к религии с презрением. Богословие говорит: «Каждая душа по природе своей христианка». Но у многих людей есть камень на душе — обиды, память о переломных моментах жизни, воспитание в духе полного атеизма, доставшееся нам в наследство от советской эпохи. Сложно переубедить таких, и даже христианская апологетика иногда не помогает... О своем видении будущего Дима говорит аккуратно. Можно и священником стать, и на светскую должность устроиться. Главное — нести в себе веру, служить Богу, Церкви и людям. — Самое несправедливое, что есть в сегодняшнем мире, — это нелюбовь, — говорит чтец Дмитрий. — А вот она уже принимает самые разные формы. Индивидуализм, хуже того, тоталитаризм — все это нелюбовь. Служение, жертвенность, способность отдавать силы, средства, отдавать самого себя — путь, на котором обретаешь счастье. Идешь по нему, и исчезает одиночество, ведь идешь к Богу, а в христианстве Бог есть Любовь. Современный мир часто воспринимает Церковь как некое маргинальное сообщество, неадекватное современной жизни. Такой «разрыв менталитета» вызван целым рядом причин, важнейшими из которых являются насильственный отрыв от религиозного миросозерцания, гонение на веру и навязывание воинствующего атеизма. К чему это приводит, теперь очевидно: массовое разрушение семьи, отказ от рождения детей и, следовательно, вымирание нации, толерантное отношение к преступлениям, ситуация, где право грешить стало чуть ли не главным правом человека. В этом случае Церковь должна громко свидетельствовать об истине, о добре, о настоящей любви, звать к нравственной жизни, к сохранению семьи и любви к детям. Для этого Церкви нужно иметь священнослужителей и прихожан, которые могут говорить на современном языке, которые являются людьми высокой культуры, профессионалами в своей области, знают историю Церкви, богословие, философию. Необходимо возродить отечественную богословскую школу, подготовить специалистов высокой культуры, настоящих профессионалов-гуманитариев, чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества и государства. Для этого прежде всего нужны образование и государственное и общественное признание этого образования. Наш университет поставил своей целью вернуть религиозному образованию равные права с светским образованием. Университет воспитывает не только клириков, но и мирян, т.е. людей, которые, будучи членами Церкви, трудятся в самых разных областях жизни. В этом смысл существования нашего университета. Главное — это воспитание людей, которые мыслят и живут по-христиански, честных, верных, готовых служить Истине. Прошло 25 лет с основания ПСТГУ. Оглядываясь назад, мне кажется, можно констатировать, что университет в целом успешно достигает поставленные цели. Наш университет подготовил примерно 15 митрополитов и епископов, более тысячи священников, множество иконописцев, регентов и церковных певчих. Он готовит и светских специалистов — филологов, историков, социологов, педагогов, даже программистов, специализирующихся в области прикладной математики. Многие из них поддерживают с нами связь, становятся нашими педагогами и сотрудниками, участвуют в научной жизни вуза. В нашем университете защищено много диссертаций на разные темы. Наше образование, как и в любом университете, может быть полезным в самых разных областях — в библиотеках и издательствах, в СМИ, в административных структурах. Наши выпускники теперь встречаются повсюду. Бывают неожиданные случаи. Например, во время одного из перелетов Москва — Салоники ко мне подошла стюардесса и пригласила в кабину пилота. Оказалось, что командир экипажа — наш выпускник.

Здесь учат милосердию
© Вечерняя Москва