Михаил Лазарев о школьном образовании: Детям надо готовиться к новым опасностям
Жизнь общества стремительно движется вперед, ускоряясь с каждым днем. Развиваются технологии, без конца расширяется информационное поле. К какому будущему образование готовит детей? Открытое и честное мнение кандидата физико-математических наук, основателя образовательного проекта InternetUrok.ru Михаила Лазарева. Можем ли мы предсказать модель будущего? Многое изменится, но человеческое останется за человеком. Например, способность понимать. Сейчас можно твердо говорить о том, что из трех задач Школы (Знать-Уметь-Понимать) останется Третье. Знание доставляет интернет, чья скорость и удобство будет расти быстро. Количество необходимых для жизни умений тоже стремительно уменьшается. Роботы постепенно заменяют нас. Рутинная работа исчезает. Например, бухгалтеры и юристы нужны будут только очень высокого качества и реже, чем сейчас. Мы уже переживали такую революцию: сельский гармонист потерял работу с появлением магнитофонов. Вчерашние необходимые умения (разжигание печки, стирка, приготовление пищи, вождение автомобиля) перестанут быть необходимы. Увеличится количество свободного времени и свободных людей. Поэтому детей нужно регулярно учить творческому досугу. Для творческого человека досуг - это другая форма рабочего времени. Сейчас досуг - это только подразумеваемая задача уроков литературы. До сих пор в школе нет уроков по кино и театру, например. Нужно учить получать удовольствие от высоких развлечений. Обращение общества к человеку («общество для человека, а не человек для общества») породило новые необходимости в образовании. Например, нужно учить принимать рациональные решения: от политических на выборах до решений о страховании машины. Аппарат для обучения размышлениям о своих частных проблемах в науке готов. Его надо «развернуть к человеку». Возрастает ответственность за поступки. Наши дети будут жить в обществе полной прозрачности. Соцсети накопят данные о человеке с детства. Он и его «друзья» в соцсетях регулярно пишут «доносы» на себя и друг на друга с грифом «хранить вечно». Уже сейчас работодатель учитывает при приеме на работу информацию со странички в соцсети. опасности меняются. Надо готовится к новым опасностям. Скоро начнутся соревнования за занятость и за удовольствие быть полезным. К чему, на Ваш взгляд, может привести сокращение рутинной работы? До появления фотографии, и плохонький художник мог найти себе применение, а до появления автомобиля, многие были наездниками. Сейчас одно ужалось до искусства, а другое - до спорта. Так, и плохой врач будет не нужен. Да и учитель тоже. Возвращаемся к главному: пригодится творческий подход, а это значит надо сохранять детскую способность увлекаться. Высвобождение большого количества людей от рутинной работы - уменьшает устойчивость общества. Представьте, с одной стороны много необразованных людей, не отягощенных заботой о выживании и незнающих куда себя деть, а с другой стороны люди, которые занимаются полит-технологиями («черная» социальная психология), которые оказывают на них сильное влияние. Это и есть социальная неустойчивость, первым результатом которой может стать рост терроризма. Свободное время и необразованность плодит порок. Решение: образование. Хорошо образованный человек устойчив. Его не так легко увлечь какой-либо идеей. Образование повышает устойчивость общества. Грамотного, умеющего рассуждать, уважающего позитивное знание не так легко увлечь радикальными идеями. Каким должен быть образованный человек? Хорошо образованный не значит эрудированный. Это умеющий думать, то есть человек, имеющий вкус к пони манию, и значит умеющий задавать вопросы. Количество людей, стоящих в очередь на поклонение мощам, должно пугать властную элиту. Образованный человек интеллектуально сложный. Демократия и достаток рождают необходимость сложной личности, умеющей выбирать. Чему учить современных детей? Нужно учить принятию решений, поведению в конфликтных ситуациях. Ответственности за свои поступки необходимо начинать тренировать как можно раньше. Нынешние дети будут жить в среде с абсолютной памятью. Соцсеть как деревня. Она не простит: каждый поступок будет тянуться за человеком всю жизнь. Не уедешь, не сменишь имя. Человек без прошлого в сети будет крайне подозрителен. Нужно учить получать удовольствие от чтения, понимать процессы истории. К этому всему учительский состав на сегодняшний день не готов. Его и не учили этому. Не готовы и родители - их тоже надо учить. Как научить родителей понимать основы и цели образования? Ведь фундамент образования личности закладывается в семье. Нужно учить родителей проводить время с детьми. У них теперь больше свободного времени. Психологи должны давать инструменты размышления о ребенке. Например, проводить уроки по психологии для родителей для разных классов. Учитель же должен учить отношению к детям. Нужны специальные курсы для родителей, которые дают им инструменты размышления о детях в разном возрасте: об играх и игрушках, о внимании, о понимании, об обучении. Важно понимать, что материнская любовь не является естественной данностью. Ее нужно доказывать. К какой жизни сейчас готовит ребенка школа? К подневольной работе, к умению подчинятся человеку, только потому, что он поставлен выше тебя, к жизни в случайно собранном коллективе, где право силы играет важную роль. Но не к творческой жизни в работе и отдыхе. Современная школа не лучшее место для познания идей, уважения к умениям. У нас министр образования и его заместитель, заступая в должность, говорят, что школе главный человек - учитель, а не ученик. Главный недостаток школы - «убийство» талантов. Расписание удобно для учителей, а не для способных к увлечению подростков. Что и как, на Ваш взгляд, нужно преподавать? Нужно учить не только фактам, а учить идеям. Необходимо связывать дисциплины. Энергия взрыва в физике то же, что и энергия любви в произведениях «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Нужно больше говорить о невещественном. Понимание как боль, его невозможно объяснить. Вы говорили о том, что индивидуализацию личности даст домашнее обучение. А как же быть с социализацией, если ребенок не будет ходить в школу? Нужно понимать, какая вам нужна социализация. Ученый, прекрасно социализированный для работы в научном коллективе, беспомощен в тюрьме. Социализация в случайном коллективе, подобранном по соседскому принципу имеет случайные последствия. У социализации могут быть разные последствия: любовь к власти, наслаждение властью, либо работа в коллективе единомышленников. В Германии телесные наказания в школе были отменены в 1945 году. Уверен, спустя время, современная классно-урочная система образования с распределением по принципу места жительства, будет нас казаться такой же жестокой, как сейчас нам кажутся жестокими розги. Мы научились гигиене физической – научимся и гигиене мысли. Механика всех революций такова: на новое решается элита (5% населения). Потом это становится новомодным, и подключаются остальные. На домашнее образование (школу) уже давно решились продвинутые дети (например, фигуристка Юлия Липницкая). Вы сказали, что важно учить «возвышенным удовольствиям». Какие удовольствия, на Ваш взгляд, возвышенные? Удовольствия бывают разные - выполненный долг тоже доставляет удовольствие. Задача воспитывать нужные удовольствия. Например, удовольствие понимания, удовольствие команды, общности, удовольствие жертвы (от подарка до героизма). Все они заложены в человеке. Дать им возможность превратиться в ведущие - задача воспитания. Результат правильного образования это увлеченный и умеющий принимать решения человек. Большинство выдающихся людей (например, Карл фон Клаузевиц, Сергей Королев) к двенадцати – тринадцати годам по-взрослому увлеченно занимались чем-то. Возраст 12 лет – это время серьезной способности увлекаться и быть ответственным за свои поступки. Поступок делает характер. Нужно дать возможность делать поступки. Дать право на акцию, а не реакцию. Жизнь с выбором - ответственная жизнь. Лето - время жары, прогулок и купания, но уж точно не учебы. Но что делать, если вашему ребенку просто необходимо уделить время занятиям? Мы в редакции - сторонники позитивной мотивации и поэтому предлагаем вам подборку умных устройств, которые облегчат жизнь вам и вашему ребенку.