«Летающий татарин». Русский танцовщик о съемках в фильме о Рудольфе Нуриеве
«Совсем как Нуриев!» В ближайшее время в Париже и Санкт-Петербурге начнутся съёмки международного фильма о «летающем татарине» - балетном танцовщике Рудольфе Нуриеве. Картину ставит английский актёр и режиссёр Рэйф Файнс, прославившийся ролями в фильмах «Список Шиндлера», «Английский пациент», серии о Гарри Поттере. Новая кинолента Файнса посвящена началу карьеры Нуриева и поворотному моменту в его судьбе, когда он решил остаться на Западе. Легендарного танцовщика играет премьер балетной труппы Татарского театра им. Джалиля Олег Ивенко. Казанский артист был утверждён на эту роль после кастинга, в котором участвовали зарубежные и российские актёры. По контракту он не имеет права раскрывать все подробности сюжета, съёмок будущего фильма. Известно, что в картине заняты актриса Чулпан Хаматова, танцовщик Сергей Полунин, самая молодая обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля Адель Экзаркопулос. В фильме можно будет увидеть и самого Рэйфа Файнса – он сыграет одну из ролей. Картина выйдет на английском и русском, поэтому Ивенко сейчас совершенствует свой английский. А Файнс активно занимается русским языком, который он выучил на съёмках фильма Веры Глаголевой «Две женщины». «Файнс не просто знаменитый актёр и великолепный режиссёр, он отличный человек, - рассказывает Олег Ивенко. - Я его называю «мой кинопапа». Перед началом съёмок Файнс, всегда добивающийся того, чтобы каждая деталь в его фильмах была сделана идеально, провёл массу репетиций. «Я пересмотрел много видео, фото Нуриева, изучаю воспоминания о нём, стараюсь выявить нюансы, прочувствовать эмоции, которые он испытывал, чтобы вжиться в каждую ситуацию, найти «своего» Нуриева, - говорит Олег Ивенко. – Нуриев был немного «диким»: волчий взгляд, жёсткие манеры, обескураживающая многих ехидная улыбка — это осталось в нём до конца жизни. Этот человек не перед каждым раскрывал свою душу. Близких людей у него были единицы. Это друзья в Ленинграде - Люба и Леонид, за рубежом - Клара Сент, которая убедила его остаться на Западе, балерина Марго Фонтейн, постоянная партнёрша Нуриева». Берета, с которым не расставался Нуриев, и его «козырного» плаща у Ивенко пока нет. Уверенность в том, что он действительно сможет сыграть Нуриева, появилась у актёра со временем. «Один из известных хореографов после нашего знакомства с ним сказал, что я поздоровался совсем как Нуриев!» - улыбается Ивенко. «Прыжок в свободу» или предательство? Удивительная сила воли, невероятная жажда жизни – так описывает Олег Ивенко характер своего героя. «Он хотел всего и сразу, без пауз, - говорит артист. - Очень опасная черта, если не чувствуешь грань дозволенного. Для Нуриева такой грани не было. Известно, что он не платил за себя в ресторанах, мог не вывести партнёршу на поклон... Но это был легендарный танцовщик, ещё в те времена делавший на сцене то, что никто не мог повторить, в том числе и технически. Хотя у него не было исключительных балетных данных, он умел прожить каждый момент на сцене. Нуриев был настолько одарённым, что предвосхитил своё время. Многие артисты только сейчас начинают осваивать его технику». Чувствовал ли себя счастливым человек, которого не пускали на родину в СССР, не видевший своих родных, умиравший от страшной болезни в полном одиночестве? Олег Ивенко отвечает на этот вопрос утвердительно. Нуриев был счастлив, когда получал то, что хотел. Однако рано или поздно за всё приходится платить. Трагедия Нуриева в том, что эта расплата застала его врасплох, когда он не был к ней готов. Споры о бегстве Нуриева на Запад не утихают до сих пор. Одни называют это «прыжком в свободу», другие - предательством. «В Европе он получил главное - возможность танцевать так, как он чувствовал, - считает исполнитель роли танцовщика. – Думаю, в СССР Нуриева не ценили так, как на Западе. Держали в рамках, а так не должно быть с артистом. Ведь если вовремя не дать ему раскрыться, он погибнет. К сожалению, таких примеров много. Если театр помогает раскрыться артисту, это большая удача». Олег Ивенко говорит, что ему самому очень повезло с театром в Казани. Одним из первых о его работе над ролью Нуриева узнал художественный руководитель Татарского театра оперы и балета Владимир Яковлев. Он старался помочь молодому артисту – всегда шёл навстречу, когда нужно было ехать на пробы и репетиции. Перелом Олег Ивенко вспоминает и другой переломный момент в своей жизни, когда он получил серьёзную травму и не мог выходить на сцену. Это было невероятно трудно для артиста, вся жизнь которого с пяти лет строилась вокруг балета. «В 23-24 года, в самый пик карьеры, когда нужно танцевать, мне невыносимо было стать просто зрителем, - вспоминает артист. - Я дважды побывал на море, прошёл реабилитацию. И вдруг мне говорят, что кость всё равно не срослась. После этого я пошёл... в балетный зал. Получилось так, что именно занятия дали толчок к выздоровлению, кровь начала циркулировать сильнее». Эта история заставила артиста посмотреть на жизнь другими глазами, переосмыслить всё происходящее. «Как будто мне кто-то сказал: «Подумай над тем, чем ты занимаешься!», - говорит он. - Я начал ценить каждый момент, ещё более внимательно относиться к своим близким, ко всем ролям. Стал активно заниматься спортом - футболом, большим теннисом и даже боксом. Открыл свою студию танца, в которой занимаются и взрослые, и дети. У нас уже есть победы: одна девочка стала дважды лауреатом на конкурсах, другая - была подготовлена и поступила в хореографическое училище. Говорят же, что неожиданностей не бывает, всё, что с нами происходит, происходит неспроста».