Войти в почту

Айседора Дункан: революционерка танца, дерзавшая смело любить и творить

Мечтательница, революционерка танца, женщина, дерзавшая любить так полнокровно, как умеет. Команда оммаж-студии «Личности» представила в Красноярске перфоманс-исследование, вдохновившись историей жизни Айседоры Дункан. Женщина-легенда, сломавшая шаблоны о танце как виде искусства. До неё его воспринимали исключительно как рафинированные изысканные движения в балете. Она же пророчествовала раскрепощение и красоту человеческого тела, передающего сокровенные душевные переживания во всей естественности. Авторы обозначили жанр представления «Дикарка Айседора. Танцующая сердцем» как перфоманс-исследование. Во-первых, потому что в ходе его подготовки вели интенсивный поиск художественного языка, с помощью которого наиболее выразительно хотели рассказать уникальную историю жизни, творчества и любви американской танцовщицы. В результате, зрители увидели соединение жанров – поэзия, музыкальная импровизация, соматический танец, современная драматургия (использовалась техника документального диалога, вербатим). Художественное решение – костюмы, декорации, было лаконичным и ёмким. Так удалось передать аскетический дух жизни Айседоры, когда она создавала красоту вокруг себя лишь из самых необходимых предметов. Во-вторых, исследованию подверглась сама жизнь легендарной женщины. Были представлены такие эпизоды, как рождение у моря, творческий прорыв с новаторской хореографией, глухота американского общества богачей, драма в связи со смертью детей в автокатастрофе, любовь к поэту Сергею Есенину и разрыв их отношений. Авторы стремились показать, почему её чувства, мысли созвучны людям, живущим в XXI веке. «Больше всего меня поразило её отношение к творчеству. В драматическом диалоге мы постарались передать, с какой отвагой она делала то, к чему её звал внутренний порыв души. Возможно, благодаря тому, что у неё такая чувствительная натура, может, от того, как проходило её детство. Убегая с уроков, она наблюдала, как движутся волны, и училась танцевать... у моря. Её искусство – такой, особенный бриллиант, который она подвергала огранке всю свою жизнь. Я уверена, что таков каждый человек – в чём-то удивителен и уникален», - поделилась мыслями автор визуальных решений перфоманса Анастасия Ердякова. Представляя любовную линию и момент разрыва Айседоры с Есениным, авторы постановки дерзнули поделиться собственными размышлениями, исходя из их жизненного опыта. Хоть канва представления и была логически выстроена заранее, перед зрителями перфоманс создавался... как импровизация, признались композитор, музыкант Наталья Егорова и исполнительница соматического танца Яна Стельмах. «Я не сочиняла музыку заранее. Всё, что перед спектаклем обдумывала – канву, ход событий, которые необходимо озвучить. На самом представлении получилось запустить весь творческий процесс совсем по-иному», - рассказала Наталья Егорова. «Сцены, которые были изначально поставлены, на спектакле пошли по-новому, не так, как мы планировали. То есть танец «рождался» у меня прямо на сцене, под аутентичную музыку», - поделилась Яна Стельмах. В перфомансе также были задействованы команда «ЭкспериментТИМ» под руководством Кристины Заяц, и танцовщица София Копылова. В результате танец, представленный всеми исполнителями, создал объёмный образ того, как свободно и легко могли рождаться движения у самой Айседоры, передавая свободный дух пластического искусства, который она возвещала. Пронзительность, поэтический полёт истории Айседоры придала драматичная, с глубокими переживаниями, лирика Алёны Козловой, созданная специально для спектакля. «В современном мире не хватает искусства с высоким чувством. Авторам перфоманса удалось его передать. Сказать, что понравилось – ничего не сказать. Мы испытали глубокие, сильные чувства. Балерина, представившая танец Айседоры, очень тонко отобразила её чувства и переживания. Были и трагические нотки, но спектакль закончился жизнеутверждающим настроем, что любовь всё преодолевает, помогает быть лучше, чище, придаёт силу. Вернувшись домой, мы с женой ещё долго обсуждали увиденное», - поделился впечатлениями зритель Григорий Ситник. «Название «Дикарка Айседора. Танцующая сердцем» и то, как это отразилось в спектакле, совпало. Был воссоздан образ самобытной женщины с её невзгодами. Что-то мне приходило в голову из своей жизни, в созвучии с тем, что происходило на сцене. Такие истории, как у Айседоры Дункан, всегда современные. Поэтому решение авторов вплести в рассказ о её жизни свои мысли, современных девушек, органично», - считает зрительница Елена Зуева. «Я до этого была знакома с историей Айседоры Дункан лишь поверхностно. Когда мы читаем биографию, это может быть довольно сухо. Здесь же были показаны внутренние переживания, которые она могла испытывать. Причём соединение разных жанров, на мой взгляд, - удачное. Позволило воссоздать наиболее яркую картину», - призналась зрительница Анна Русских.

Айседора Дункан: революционерка танца, дерзавшая смело любить и творить
© АиФ Красноярск