"Прорыв в прошлое" в Новом Пространстве Театра Наций
15 живописных полотен и офортов Дмитрия Плавинского из коллекции Музея АZ и частных собраний, уникальные документы, фото- и видеоматериалы из архивов Ирмы Рауш-Тарковской, Павла Сафонова и Михаила Ромма, предоставленные фондом “Два Андрея”; архивов Вадима Юсова, Саввы Ямщикова и Александра Мстиславского представлены для осмотра, ознакомления и чувствования творчества Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского. Намеренно куратор выставки Полина Лобачевская объединила двух всемирно признанных художников ХХ века – оба никогда лично не встречались, но их творческие поиски, те темы и проблемы, которые их волновали, были чрезвычайно близки. Мир древнерусского искусства, мир иконы и старых, полузаброшенных церквей и храмов – воплощение данной тематики в искусстве живописи и кинематографа стало связующим звеном для Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского – детей века ХХ – непростого времени, полного безверия, идеологических догм и культурного забытья. Фильм “Андрей Рублев” Андрей Тарковский снимал в Изборске, Суздале и Владимире, а в это же время Дмитрий Плавинский изучал культуру русского Севера и работал в церкви того же Изборска. Дмитрий Плавинский. Плащаница, 1968 год, офорт Вся экспозиция расположена в палатах, построенных в XIX веке, где, однако, зритель ощущает атмосферу архитектуры XVII века – в таком пространстве, кирпичном, сводчатом, полутёмном, но никак не мрачном, посетители погружается в историю создания фильма “Андрей Рублёв”. 9 эпизодов сопровождают нас совместно с режиссёрскими и операторскими находками, рабочими моментами, фотографиями и документами. Мы знакомимся с жизнью и творчеством великих художников ХХ века, их мыслями и чувствами, отзывами режиссёров и деятелей искусства. Эпоха древней Руси запечатлена на чёрно-белой фотоплёнке фильма, а рядом соседствуют поразительные и тоже чёрно-белые картины Дмитрия Плавинского – “...храмы, как правило, изувечены временем. Центры городов безлики. И только в рельефе кладбища отпечатан Лик души народа, обращенный к вечности. Кладбища и святые места”. Современный человек в век развития технологий и искусственного разума, в эпоху копий и эрзацев вдруг погружается в атмосферу подлинного, почти забытого, но до конца всё равно не исчезнувшего – истоков настоящего и совершенного. “Прорыв в прошлое” – восстановление памяти и непрерывности традиции. “Наиболее активное время, формирующее и наполняющее человека внутренним содержанием – время прошлое или возвратное. Оно и является для человека настоящим”, – так писал Дмитрий Плавинский. И пока будут существовать ценители подлинного искусства – оно не погибнет.