Сколько лет нужно учиться в школе: мировой опыт от Японии до Эстонии
ТАШКЕНТ, 20 июн — Sputnik, Антон Курилкин. Руководство Узбекистана запустило массовое обсуждение будущего среднего образования – стоит ли возрождать 11-летнее обучение или же лучше оставить схему 9 лет школы + 3 года лицея. Официально это сделано для обеспечения непрерывности образовательного процесса, для того, чтобы оградить школьников от стрессов от смены коллектива при переходе в колледж или лицей. Корреспондент Sputnik Узбекистан разбирался, даст ли новая система результаты. Такие разные лидеры Последние семнадцать лет исследованием качества образования в мире занимается Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – PISA. Суть исследования очень проста: несколько сотен тысяч учеников из нескольких десятков стран (год от года участников все больше) пишут тест и решают задачи. Результаты теста оцениваются по трем предметам: математика, чтение, естественные науки. Помимо этого, измеряют адаптацию детей мигрантов, половое равноправие в школе и социальный фон при обучении. Согласно последним результатам, в десятке лучших стран – Сингапур, Япония, Эстония, Тайвань, Финляндия, Канада, Вьетнам и некоторые регионы Китая (из-за размеров страны и населения провинции Китая участвуют как отдельные участники). Во второй десятке стран – Южная Корея, Новая Зеландия, Словения, Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Ирландия и Бельгия. Из постсоветских стран, помимо Эстонии, участие в программе принимают Латвия (31 место), Россия (32 место), Литва (36 место) и Грузия (60 место). Финско-вьетнамские секреты В десятке стран-лидеров рейтинга школьные системы очень разные: где-то ученики меняют за время учебы несколько школ, где-то учатся всего 9 классов. В Финляндии маленькие классы (до 16 человек) и постоянный процесс самосовершенствования, а также небольшой объем домашнего задания, в Японии иная ситуация: большие классы до 30 человек и сумасшедшая загруженность школьников – до недавнего времени в школах была шестидневная учебная неделя. Во Вьетнаме, самой бедной стране в рейтинге, строгий отбор учеников и необходимость обязательно сдавать переходные экзамены, в Эстонии – электронные тесты и перевод из класса в класс по результатам учебы в году. Объединяет все эти страны одно – высокий уровень преподавателей. Во всех странах, вошедших в десятку лучших, педагоги получают зарплату, превышающую среднюю – разница зависит от экономических возможностей. Недостатка в учителях тоже нет: например, в Финляндии конкурс на должность учителя – 6,6 человека. В Корее учителей набирают из 5% лучших выпускников ВУЗов. Высокие требования предъявляются и к знаниям педагогов: во всех странах обязательно наличие высшего образования (в Финляндии и вовсе требуется магистерская степень). Отличает эти страны и серьезный подход к контролю качества знаний: помимо контроля за успеваемостью и посещаемостью, ученики сдают промежуточные экзамены для перехода на следующую ступень образования. При этом время обучения в школе примерно одинаковое: ученики проводят в стенах учреждений среднего образования около десяти лет. В Сингапуре, школьная система которого признана самой лучшей, 4 года отводится на начальную школу — после этого дети сдают тест и их распределяют по 4 направлениям средней школы, где проводят еще 4 или 5 лет. На этом курс школьного образования заканчивается. Японские школьники проводят за партой 12 лет — 6 лет в начальной школе и по три года в средней и старшей школе. Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной ступенью, 94% детей поступают и успешно заканчивают этот курс. В Эстонии так же принята 12-летняя система школьного образования: 9 лет обязательной школы и еще 3 года нужно отучится для поступления в ВУЗ. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время посещения ташкентской школы №78 поручил в качестве эксперимента организовать в этом учебном заведении 11-летнее общее образование, чтобы на основе опытных классов принять в дальнейшем решение о реформировании всей школьной программы. В настоящее время в Узбекистане действует двухступенчатая система основного среднего образования: девять лет в школе плюс три года в лицее или в колледже. Затем юноши и девушки могут продолжить свое обучение в институте или университете. Согласно данным опроса, проведенного на сайте Sputnik Узбекистан, около 77% респондентов выступают за возвращение 11-летнего школьного образования в стране. За сохранение действующей системы выступает менее 2% опрошенных, еще 14% читателей полагает, что у детей и их родителей должен быть выбор, в какой школе и по какой системе учиться. Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.