Высокоскульптурный город
Skulptur Projekte 2017 в Мюнстере Фестиваль современное искусство В Мюнстере открылись Skulptur Projekte («Скульптурные проекты»), выставка современного искусства в общественном пространстве, проходящая раз в десять лет и превратившая небольшой университетский город в Вестфалии в большое собрание новейших художеств под открытым небом. Из Мюнстера — Анна Толстова. Работа англичанина Джереми Деллера «Поговори с землей, и она расскажет» началась десять лет назад, на прошлых Skulptur Projekte. Он связался с рядом садоводческих товариществ Мюнстера и предложил их членам вести дневники — наблюдать за погодой, природой и повседневной жизнью коллектива, писать, фотографировать, собирать газетные вырезки. Не просто раздал садоводам красивые гроссбухи и уехал — тут требовался постоянный контакт. Плоды десятилетних усилий собрали в одном из садовых домиков, где, словно в избе-читальне, расположились все дневниковые тома. Может быть, эта библиотека и не представляет особого интереса для посторонних — интересен сам процесс того, как люди погружаются в свои альтернативные микроистории и осознают себя частью определенных сообществ. Интересна социальная скульптура, которую Джереми Деллер как заботливый садовник взращивал целых десять лет. Течение и изменение времени — то, что лучше всего представляют Skulptur Projekte. Первый фестиваль 1977 года был ответом на скандал, когда весь Мюнстер выступил против покупки работы американского кинетиста Джорджа Рики за муниципальный счет. Основатели Skulptur Projekte Клаус Бусманн и Каспер Кениг (последний до сих пор возглавляет кураторскую команду проекта) задались просветительской целью: пригласив современных художников в Мюнстер поработать in situ, преодолеть консерватизм публики путем живого общения и дискуссий. Сегодня Мюнстер гордится своими музеем под открытым небом с работами Дональда Джадда, Даниеля Бюрена, Ильи Кабакова, Брюса Наумана и других великих. Экспортирует Skulptur Projekte в соседний Марль, согласно нынешней фестивальной моде. И напрочь забывает, что поначалу к художникам приходилось приставлять полицейских для охраны, а гигантские бильярдные шары Класа Ольденбурга утопили в озере Аа вандалы. В общем, Клаус Бусманн и Каспер Кениг тоже своего рода садовники. Расстояние в десять лет располагает к большей вдумчивости, нежели производственный цикл биеннале, так что каждый фестиваль неплохо портретирует художественную ситуацию своего времени. К пятым Skulptur Projekte стало очевидно, что представление о скульптуре в общественном пространстве радикально трансформировалось: она перестает быть трехмерным объектом и хочет длиться во времени, как видео, перформанс или интерактивная инсталляция; она утрачивает самодостаточную форму и требует социального взаимодействия. Понятно, что стальная часовенка «Ядерного храма» дюссельдорфца Томаса Шютте, скорее всего, навсегда останется стоять на территории бывшего зоопарка, тогда как временные интервенции упокоятся в архиве, но именно они оставляют наиболее яркое впечатление. Скажем, остроумный хореографический перформанс «Leaking Territories» румынки Александры Пирич в зале мюнстерской ратуши, где был подписан Вестфальский мир: танцовщики, изображающие поисковик Google, вначале просто «серфят по инету», а потом начинают «отвечать» на запросы зрителей. Эффект скульптуры теперь во многом зависит от качества «социальной работы». Так, записные критики глобального капитализма аргентинка Мика Роттенберг и немка Хито Штейерль выступили в привычном амплуа, но подобрали тематически подходящие места для своего видео: первая — китайскую лавочку, вторая — стильное банковское здание с роскошной коллекцией кинетического искусства. Однако куда удачнее выглядело видео бразильско-немецкого дуэта Беньямина де Бурки и Барбары Вагнер: исследования поп-музыки в общественно-политическом измерении привели художников к издателю местной газеты и его жене, которые оказались подпольными звездами, исполнителями модных когда-то немецких шлягеров. Самодеятельные артисты стали героями великолепного фильма, идущего в ретродискотеке Elephant Lounge, и это тоже социальная скульптура. Впрочем, торжество «эстетики взаимодействия» ставит под сомнение визуальное совершенство и приносит вечное в жертву актуальному: как бы ни были прекрасны философические инсталляции француза Пьера Юига и немца Грегора Шнайдера, инсталляция японца Коки Танаки прозвучала сильнее. В бомбоубежище на случай ядерной войны показывают документацию прошлогодней акции художника, предложившего восьми незнакомым друг с другом мюнстерцам разного возраста и социального положения провести вместе неделю — спать, есть, готовить, развлекаться, общаясь на неродном для всех английском. То есть почувствовать себя в шкуре беженцев, каковое ощущение понемногу передается и зрителю.