Алексей Баталов: «Тема русской интеллигенции утонула».
Выдающийся артист Алексей Баталов в последние годы тяжело болел. Он редко появлялся на публике, в родном ВГИКе, где был художественным руководителем актерского факультета. Тихо вышла в свет последняя книги артиста, писателя, профессора Алексея Баталова «Сундук артиста». «ВМ» удалось взять интервью у Алексея Баталова к выходу в свет его книги с загадочным названием «Сундук артиста». Полная версия интервью публикуется впервые. Кстати, новая книга легендарного артиста, кумира многих поколений Алексея Баталова «Сундук артиста» была раскуплена за несколько месяцев продажи, и готовится к выходу второе издание. Алексей Владимирович вырос в окружении великих писателей и поэтов: Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и многих других. Анна Андреевна, будучи близкой подругой его мамы – актрисы Нины Ольшевской, месяцами жила в легендарной квартире на Ордынке. В интервью «ВМ» Алексей Баталов рассказал о создании автобиографической, самой личной и во многом семейной книги, над которой работал в течение четырех лет. - Алексей Владимирович, почему назвали книгу «Сундук артиста»? Сундук – символ, образ, метафора? - С удовольствием отвечу «почему»? Во-первых, сундук – реально существующий предмет, с которым цирковые артисты странствовали по миру. Более того, такой сундук, с которым ездила на гастроли всю свою профессиональную жизнь моя жена – артистка цирка Гитанна Леонтенко, стоит у нас дома. Его подарила мне моя теща – Гитана Георгиевна, тоже артистка. Обратите внимание, что согласно цирковой традиция, мама – Гитана, а дочь – Гитанна (с двумя нн). Сундук – главный герой книги. В нем – наше «все». - В сундуке - приданое жены? - Сундук я заслужил у тещи за то, что под ее руководством научился скакать на лошади, ходить по канату. Кстати, эти навыки мне нужны были для роли в фильме «Три толстяка». Сундук – ведь цирковой, и чтобы стать его владельцем, мало жениться на артистке цирка, нужно самому быть артистом цирка. И я мог бы выступать в цирке, потому что оказался способным учеником. Теща меня хвалила. Цирк стал частью моей души. - Значит, сундук – дамский, а артист – мужского рода. О ком книга – о вас, жене или актерской судьбе в принципе? - Что вы, милая, какой же он – дамский? Никакой сундук – не дамский. Высота сундука – половина роста высокого мужчины. Большой-большой, толстый сундук. По всей нашей огромной России и миру возился этот сундук с костюмами, в которых выступала моя жена. В нем было все – буквально. Изречение древнегреческого мудреца Бианта: «Все мое ношу с собой» очень подходит к артистам цирка. Причем моя жена еще с детства гастролировала с этим сундуком. Когда мы с Гитанной познакомились и полюбили друг друга, я все время ждал ее дома, скучал, а она была в разъездах. Цирк работает круглый год, без каникул, до тех пор, пока в него ходит публика. Раньше цирковые артисты уезжали из того или иного города только тогда, когда их представление посмотрели все интересующие жители, и уже тогда переезжали в соседний город. Представляете, сколько нужно дать представлений, чтобы удовлетворить всех жителей? С сундуком связана вся творческая биография моей жены, следовательно, и большая часть моей жизни. К тому же я – артист, и владею этим сундуком. Я – хозяин большого сундука. - Любите старину? - Почему вы думаете, что сундук – старый, старомодный, некий архаизм? Между прочим, сундуки еще остались у цирковых артистов. А я ездил на гастроли с маленьким чемоданчиком. Но разве мог назвать книгу «Чемодан артиста»? В сундуке есть тайна, загадка, судьба и много всего смешного, увлекательного. Во многом книга родилась из слова – «сундук». У меня был мысль назвать книгу «Сундук гастролера», но решил, что артист – более точное и лаконичное определение. Я – не любитель старины в обыденном смысле слова, но я не прочь предаться воспоминаниям о старине. - Прошлому предпочитаете будущее? - Разумеется. Всегда жил ощущением новой роли, новой встречи с хорошим автором, режиссером. И я десятки лет проработал со студентами во ВГИКе. Не поверите, но я – большой любитель всего нового, передового, даже модного. - Возможно, в сундуке вы храните и свои памятные вещи? - На дне этого сундука моя главная реликвия – золотое кольцо с зеленое эмалью и белой чайкой, которое Станиславский подарил моему дяде – артисту Московского Художественного театра Николаю Баталову, а мне его подарила моя тетя, после того, как дяди не стало (он умер от туберкулеза в 37 лет) - его жена – актриса Ольга Андровская. Ольга Николаевна очень любила меня, и наградила меня этим украшением, которое Станиславский заказал у ювелира в честь первого спектакля с участием моего дяди «Зеленое кольцо» по произведению Зинаиды Гиппиус. Все-таки удивительно, что режиссер делал такие подарки (а он делал всем достойным) артистам, с которыми работал, и на свои деньги. Станиславский был богатым человеком. На свои деньги создавал общедоступный театр Московский Художественный. - Вы писали книгу пером, ручкой, на печатной машинке или на компьютере? - Моя дорогая, я стал писать книги после того, как перестал сниматься в кино и гастролировать. Я – артист, а не писатель. Эту книгу надиктовывал своему другу – Владимиру Иванову, а он все записывал, - вот такой я эгоист. Использовал своего доброго друга. Мы сидели с ним сидели, вспоминали, воскрешали древние времена, и разглядывали мой сундук, - и так четыре года. Говорят, что книгу хорошо покупают. Я пытался рассказать о своей жизни, о близких людях, о двух дочерях – Надежде и Марии, - простым ясным языком. Я – большой почитатель простоты и ясности мысли и слога. - Алексей Владимирович, с 1975 года вы преподаете во ВГИКе, за это время выпустили семь актерских мастерских, а в последнее время вы – художественный руководитель актерского факультета. Есть ли принципиальные различия актеров нового поколения и актеров старой школы? - Моя жизнь во ВГИКе – это уже моя другая жизнь, о которой в книге нет ни слова. Возможно, будет еще книга – о моей педагогической деятельности. Что касается вашего вопроса, то в двух словах на него не ответить. В корне изменилось отношение к кинематографу, и сегодня оно не такое серьезное, как было во времена моей активной профессиональной жизни. Телевидение отодвинуло большое кино на второе место, и это – факт. Так что герой Родиона Нахапетова нашего любимого фильма «Москва слезам не верит», в котором мне посчастливилось сниматься, оказался прав: «Телевидение - сегодня главное искусство». На мой взгляд, царство телевидения влечет за собой неизбежную потерю качества во всем, и в сценарии, и в режиссуре, и в актерской игре, и в операторском искусстве. В последние годы я разочаровался в телевидении. - Вспоминаете своих партнеров? Фильмы со своим участием пересматриваете? - Конечно, я вспоминаю и фильмы, и партнеров, и режиссеров, и города, в которых снимался, и при случае, пересматриваю. Правда, теперь берегу зрение, которое слабеет с каждым днем. Для меня потеря зрения – огромное несчастье. Я очень люблю читать. Возможно, литературу люблю больше кино? - Алексей Владимирович, вы создали в кино галерею русских интеллигентов. Последний из них – слесарь Гоша в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Что отличает русского интеллигента? - Если заявить, что слесарь Гоша – последний русский интеллигент, можно нарваться на скандал. А если серьезно рассуждать на тему русской интеллигенции, то придется впутываться в длинный и, по большому счету, дурацкий разговор, которому нет конца и края. Сегодня интеллигент – исчезнувший вид. Тема «русской интеллигенции» - утонувшая тема. Остались люди со свойствами, присущими интеллигентному человеку, и это уже радует. Самая большая потеря современности – потеря интеллигенции.