Регионы попали в кадр
Десять субъектов России, в том числе Самарская и Ульяновская области, запускают программу рибейтов В десяти регионах России начинает действовать система возмещения части расходов, понесенных отечественными кинокомпаниями при съемке фильма на территории субъекта. То есть регионы будут предлагать плату за то, чтобы именно на их территории снимался тот или иной фильм. В перспективе, это должно способствовать продвижению региона и увеличению его туристической популярности. Эксперты «Ъ-Волга» критично отнеслись к введению такой системы в Самарской области. Десять регионов РФ возместят кинематографистам часть затрат на съемки фильмов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на выступление члена правления российской Ассоциации продюсеров кино и телевидения Анны Крутовой в рамках Петербургского экономического форума-2017. «Мы подписали в общей сложности 10 соглашений с 10 регионами. Мы говорим о системе возвращения затрат, понесенных на местности. На самом деле весь мир так живет. Кроме Африки и России. Но теперь и мы этим занимаемся», - цитирует Анну Крутову ТАСС. Соглашение подписали Самарская, Новгородская, Ростовская и Московская области, Республика Карелия и Санкт-Петербург. Ранее стало известно, что кинематографистам будут частично компенсировать затраты в Калининградской и Ульяновской областях. Суть подобной системы возмещения затрат – рибейта - в том, что местные власти компенсируют 20-30% затрат на съемки фильма, а после его выхода в прокат многие видят пейзажи и достопримечательности, на фоне которых разворачивается действо. По словам Анны Крутовой рибейт распространен в тридцати странах. Удачный пример - фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». «После его номинирования на "Оскар" в поселок Териберка Мурманской области, где проходили съемки, стали приезжать много туристов и с тех пор там были построены уже четыре гостиницы», - цитирует госпожу Крутову ТАСС. По словам члена правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, в этом году Калининградская область выделила 20 млн руб., Ульяновская – 30 млн. руб. Сколько денежных средств и на каких условиях планируется выделить на программу рибейта в Самарской области, пока неизвестно. В региональный минкульт отправлен соответствующий запрос. Эксперты «Ъ-Волга» отнеслись к внедрению в Самарской области подобной системы возмещения затрат критично. Председатель правления Самарского областного отделения Союза кинематографистов РФ, член правления Союза кинематографистов РФ Нина Шумкова сообщила, что у нее к подобной инициативе непростое отношение. «Что будет иметь наш регион от того, что на его территории будут работать съемочные группы? – спрашивает г-жа Шумкова. – Я была в США, штате Огайо. Это было еще в 1990-х годах. Там, если в штат приезжает съемочная группа, то ее руководители первым делом идут в соответствующее ведомство и платят деньги за право снимать здесь фильм. Если говорить о продвижении региона, то Самарская область и так известна своими фестивалями – фестивалем балета имени Аллы Шелест, фестивалем им. Грушина и другими. Может, стоит их поддерживать?» Директор самарского киноклуба «Ракурс», киновед Михаил Куперберг тоже сомневается в необходимости возмещать затраты кинематографистам за то, что они будут снимать фильмы в Самарской области. «Не берусь судить эту инициативу, - говорит собеседник издания. – Вопрос и в том, что за фильмы планируют снимать в области. Режиссер может показать Самару в невыгодном свете, например. Что с этим делать?» Аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев считает случай с фильмом «Левиафан», который смог привлечь в Мурманскую область даже туристов из-за рубежа скорее исключением, чем правилом: «Регион, чтобы привлечь туристов, должен располагать не только позитивными пейзажами, но и такими, которые имеют нестандартный вид. Звягинцев (режиссер фильма «Левиафан» - «Ъ-Волга»), например, остановился на неизвестном никому ранее поселке Териберка еще и потому, что там на самом деле лежат останки крупных животных, которые добавили угнетенный колорит в кадре, безысходность. Поэтому и Самарской области, чтобы заострить внимание именно на своем регионе, необходимо будет провести специальную информационную работу и выявить оригинальные артефакты. Вообще, «Левиафан», это скорее исключение, чем правило, и добиться роста потока туристов в город или местность, где снимали рядовой фильм, и использовали само городские пространство как фон – довольно сложно. Тут должно быть что-то такое, что удивляло бы публику, и вызывало желание увидеть это своими глазами». Мария Пашинина