В Плёсе ставят на событийный туризм
Романтичный волжский городок стал главным пунктом маршрута российско-белорусского пресс-тура «Плёс — культурно-исторический проект и объект событийного туризма», организованного Постоянным Комитетом Союзного государства Эту соблазнительную для путешественников черту исчерпывающе охарактеризовал бывший губернатор Ивановской области, а ныне министр жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, наведавшийся в город в дни главного явления современных Плёсских хроник — прошедшего уже в третий раз Дачного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина. Секрет городских тур-успехов видится министру в том, что Плёс первым из исторических городов сделал акцент именно на событийность, заметно повышающую рейтинг притягательности и дополняющую привычные надежды на исторические и архитектурные прелести. Вторую составляющую того, что один из самых маленьких городов России вполне состоялся как заметный туристический центр, он определяет тем, что «отцы города» научились эффективно использовать федеральные возможности. Поддержка государства, начавшаяся с празднования 600-летия Плёса, успешно сочетается с помощью благотворительных фондов, успевших очень многое сделать — от содействия реставрации до проведения заметных всей стране культурных акций… ЗВЕЗДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ Одна из них, несмотря на холодноватый вечер, выманила на Торговую площадь у самой Волги практически всех жителей и бессчетное обилие туристов, ставших зрителями и слушателями уникального концерта. Аплодисментами, далеко разносившимися над вечерними водами, публика после каждого выступления подолгу благодарила участников музыкального праздника. А в нем участвовали не требующие представлений Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков и многие другие известные исполнители. Поклонники же фортепьянной классики до отказа заполнили Левитановский культурный центр, где выступал всемирно известный пианист Денис Мацуев. Иным из именитых гостей приходилось прямо-таки исхитряться, выкраивая в перенасыщенных гастрольных и репертуарных календарях паузу для приезда. Абдразаков, по собственному его признанию, пошел из-за этого на отмену спектакля в петербургской Мариинке. Мацуеву же выбраться в Плёс удалось в паузе между концертом в Большом зале Московской консерватории и предстоящим выступлением в Тель-Авиве. Почетный гость фестиваля Народный артист СССР Иосиф Кобзон Плёсская аура такова, что отмахнуться от нее даже избалованным вниманием импресарио талантам экстра-класса не под силу! И это притом что для Мацуева плановая дань волжским ценителям фортепьянной виртуозности и без того стояла в плане поездок. Летом он проведет свой собственный вояж по знаменитым городам Поволжья. Но для уроженца Иркутска с его Байкалом и Ангарой другие российские дали тоже совсем не чужие, и порадовать их он стремится не только сольным исполнением. При его активном участии удалось осуществить необычный проект, благодаря которому многие города Оренбуржья обзавелись концертными роялями, за которые не стыдно пригласить пианистов самого высокого уровня!.. Слово «дачный» в названии фестиваля стало напоминанием о том, что открыватель Плёса для российской культуры великий пейзажист Исаак Левитан и облюбовавший не без влияния его кисти этот уголок волжских берегов Федор Шаляпин с точки зрения тогдашних обывателей и впрямь были дачниками. Их благодатный пример уже в наше время завлек в плен обаяния Плёса многих наших известных современников. Их стараниями левитановско-шаляпинский пятачок на великой реке уверенно становится одной из фестивальных столиц России. Так, вслед за шаляпинским Плёс примет ХI Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Летний календарь тоже впечатляет. В июле впервые состоится Плёсский спортивный фестиваль с марафоном бегунов, веломарафоном и гребной регатой. Для тех, кому не хватит мест в гостиницах или их цены покажутся неподъемными, задуман кемпинг на Шаляпинском лугу, где легендарный исполнитель «Дубинушки» не единожды помахивал косой в полном соответствии с кольцовскими строками «размахнись, рука, раззудись, плечо». Осенью ожидается фестиваль мультипликаторов. Организацией всего этого занят музейный комплекс «Потаенная Россия», стремящийся, как явствует из самого названия, открывать неведомые прелести русской провинции. И это отнюдь не только спорт. Директор комплекса Алексей Шевцов в ответ на мою просьбу расшифровать смысл проекта назвал его «Диснейлендом наоборот», охватывающим весь город и нескучно просвещающим обо всех здешних прелестях. А это и знаменитое левитановское наследие и многое прочее, включая обыденную на первый взгляд, но бездонную на самом деле тему волжских традиций, одну из граней которой покажет открывающаяся в июне первая очередь «Музея Плёсской рыбы», воскрешающего историю возникшего еще в Средние века и дожившего до наших дней рыбокоптильного промысла… Освящение площадки, где состоялась закладка камня на месте будущего памятника Ф.И. Шаляпину ЗЕМНЫЕ ВОПРОСЫ От возвышенного до земного всего несколько шагов и, прогулявшись по набережной из культурного центра имени Левитана, где проходила фестивальная пресс- конференция, я эту грань беспроблемно перешагнул. Рыба царит здесь на каждом шагу. Былых стерлядок, увы, теперь не встретить — краснокнижная осетрина перекочевала из разряда обыденной еды в категорию сверхделикатесов, но рыбные тушки попроще золотятся тут и там, веселя взгляды и пробуждая аппетит. У коптильщиков свои тонкости, которые сами по себе очаруют любого любознательного гурмана. Анастасия Ловкова, разложившая на клеенке свои пахучие горячекопчености, дружелюбно поведала, что сомов коптят в дыму на яблоневых полешках, чтобы отбить неизбежный для донной рыбы запах тины, а для судаков и лещей годится ольха… Для многих курортно-дачных городов характерны не всегда простые взаимоотношения между приезжей, в основном сезонной категорией наших сограждан и жителями оседлыми. Председатель Совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов сказал по этому поводу, что для гармонии нужно почаще общаться со всеми, кто в этом нуждается. На приеме у него за день бывает до трех с лишним десятков горожан и приезжих, притом, лишь каждый третий из гостей заходит поблагодарить за городское дружелюбие. У остальных другие поводы обратиться к власти, а в таком городе даже простейшие задачи до невероятия усложнены. Обыкновенные мусорные контейнеры здесь не установить без согласования с археологами!.. Но за успешностью турпроектов в наше время нередко стоит и очевидный интерес к ним тех, кто не привык ладить с законом. Тимербулат Олегович рассказал об опыте плёсских властей отстоять в судебном порядке свои нарушенные ранее земельные права, говорил не без удовольствия и со знанием дела. Однажды городу пришлось дойти до Верховного суда ради восстановления охранных зон и добиться-таки справедливости. Земля же здесь, как в сказке, не простая, а в полном смысле слова золотая: только дай слабину — и заповедные места под натиском агрессивных застройщиков не устоят. Это особенно чувствуешь, поднявшись на гору, куда нередко приходил со своим подрамником Левитан. Еще живы березы, помнящие художника, и по-прежнему но- стальгично величавы пейзажи, знакомые всем с детства по бесчисленным репродукциям. С высокой этой точки понимаешь смысл городской присказки о том, что до эры строительства ГЭС Плёс, стоявший на высоком тогда берегу, как бы парил над Волгой, а теперь, после того как воды Горьковского водохранилища сильно подняли уровень, он уже не летит над рекой, а гордо по ней плывет. НОЧНЫЕ НАЛЕТЫ НА СОКРОВИЩА Но какой ни «детский» здесь криминал, а тревог он порой способен доставить немало. Шаляпинский фестиваль нынешнего непривычно холодного мая запомнится не только концертами. Гвоздем его программы стало долгожданное возвращение в город пяти работ Исаака Левитана, украденных из музея художника в 2014 году. Мрачные прогнозы о том, что мотоцикл, на котором умчались в ночь похитители со своей драгоценной добычей, стал как бы катафалком для городских раритетов, к счастью, не оправдались. Сотрудники полиции и следственного комитета в полной мере использовали случай доказать свой профессионализм и отыскали пропажу в Подмосковье. На удачу плёсян, этюды великого художника перенесли вынужденное расставание с музейными залами без серьезных травм и после проведенной в Москве реставрации в ближайшие дни вновь украсили стены особнячка, где трижды снимал скромное жилье на свои дачно-творческие сезоны Левитан. Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота знакомится с историей льняного ткачества Трагедия, обрушившаяся на плёсское культурное достояние, на этот раз оказалась оптимистической, как и не менее удручающие факты художественно-криминальной хроники города более ранних лет. Натюрморт с розами, к примеру, впервые растаял в ночи еще в 1995 году! Кража свершилась зимой, и вора довольно быстро отыскали по следам на снегу. Была и другая попытка забраться в Дом-музей Левитана, но оперативно явившийся на сигнал охранной системы наряд отпугнул любителей антикварной наживы. А в начале двухтысячных из Музея пейзажа нагло умыкнули полотно, принадлежащее кисти Ивана Шишкина. Похитители проникли в зал через окно второго этажа и вместе с добычей растворились в речных просторах на моторке. Картину спас чистый случай. Польстившийся на нее московский коллекционер понятия не имел о происхождении выгодного приобретения и отнес его на экспертизу. Реставраторы-грабаревцы подтвердили подлинность, а заодно и опознали в картине тот самый пейзаж «Луг на опушке леса», по которому в Плёсе пролилось уже немало горьких слез. Губернатор Ивановской области Павел Коньков, признавшийся на церемонии передачи музею утраченных уникумов, что многим в Плёсе и во всей области не верилось в возвращение ценностей, весьма убедительно заявил о принятых мерах. Перечислять их нет необходимости, но упомяну, что в чувствительности новой аппаратуры успели убедиться белорусские телевизионщики, снимавшие в левитановском доме. При каждой попытке оператора приблизиться к экспонатам ближе дозволенного обычным посетителям по залам разносился будоражащий трезвон… САЛЮТОВАТЬ ПЛЁСУ Памятник автору «Вечернего звона» в городе уже есть. А в один из фестивальных дней состоялась торжественная закладка постамента будущего монумента в честь Шаляпина. Известный отечественный скульптор Александр Рукавишников сказал мне после освящения площадки на берегу Волги, что перед отливкой памятника представит его модели на суд горожан. Если их вердикт будет отрицательным, то автор возьмется за переделку!.. Судя по всему, памятник обречен стать доминантой набережной. Председатель совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов надеется, что памятнику будут салютовать гудками теплоходы, идущие вверх и вниз по Волге. Что ж, Федор Иванович этого вполне достоин… Этюд Левитана вернулся в Плёс под музыку инструментального ансамбля Дачный фестиваль имени Шаляпина привлек немало гостей, не скупившихся на комплименты. Не лишним будет привести мнение известного минского тележурналиста Александра Матяса. По его словам, Россия для многих в Беларуси ассоциируется, прежде всего, с Москвой, многие не подозревают, что она очень и очень разная. В этой поездке Александр открыл другую — новую и притягательную для себя страну. Постигая неведомую ранее Россию, мои белорусские коллеги с радостью и неустанно отыскивали связи Ивановской области с их родиной. В Плёсе их восхитил не только фестиваль, но и известие о том, что волжские иконописцы облагораживают своими работами церкви Беларуси. Тот же «иконный» след отыскался в знаменитом Палехе. Тамошние мастера, искусство которых многие нечаянно сводят к лаковой миниатюре, некогда славились в России своими воспроизведенными на левкасе ликами святых и библейскими сюжетами. После Великого Октября с приходом богоборческой эры иконописцы остались без работы, и уникальному гнезду самородков из народа реально стало грозить угасание. Спас палехское искусство легендарный ныне художник Иван Голиков, первым из палешан открывший возможности малых форм лаковой живописи, рисуя поначалу на днищах сделанных из папье-маше ванночек для проявки фотоотпечатков. Не будь Голикова, и страна могла остаться без радостной живописи палешан, а Внешторг СССР без валютной выручки от продажи лаковых шкатулок охочим до них иностранцам. Но… минуло несколько витков пресловутой диалектической спирали и традиции иконописи вновь стали востребованы. Одно из их проявлений воплотилось в убранстве Минского храма-памятника во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, украшенного палехскими иконами!.. Об этом вкладе палешан в духовное богатство Беларуси многие из моих спутников узнали впервые, после чего не уставали расспрашивать директора Государственного музея Палехского искусства Ольгу Колесову о ее прославленных земляках и секретах их неувядающего мастерства!.. Россия для многих в Беларуси ассоциируется прежде всего с Москвой, многие не подозревают, что она очень и очень разная» ОБЩЕЕ ДЕЛО У Беларуси и России много общего, роднит их интересы и с давних пор почитаемые в наших странах возделывание и обработка льна. Привередливая и трудоемкая эта культура, веками кормившая и одевавшая крестьян, в наше время угодила в не лучшие для себя времена. В СССР сделали было ставку на хлопок, финансируя его выращивание в Средней Азии. Потом Узбекистан и его соседи стали заграницей, и текстильщикам пришлось призадуматься. Думать приходится до сих пор. Генеральный директор Федеральной текстильной компании «ТДЛ Текстиль» Павел Каржанов в городе Приволжске, знакомя нас с входящей в состав объединения «Яковлевской льняной мануфактурой», не без горечи сказал, что из десяти льнокомбинатов, существовавших в РСФСР, работают ныне только два. Одни все же имеют шансы возродиться, другие, как, скажем, гремевший на весь Советский Союз Красавинский льнокомбинат, угасли навсегда. Причин тому много — от последствий ураганной приватизации и нерадивости новых собственников, не заботившихся о будущем, до нехватки сырья. Российские аграрники в этом отношении никак не выйдут к доперестроечным уровням, и уцелевшим ткацким производствам приходится рассчитывать в основном на импорт. Немалые надежды яковлевцы связывают и с поставками из Беларуси. Сейчас партнеры из братской страны обеспечивают комбинат примерно на десять процентов, но поставляют лишь коротковолокнистое волокно. Неурожаи вынудили правительство Беларуси прекратить экспорт длинноволокнистого льна, поскольку его не хватает даже для Оршанского льнокомбината. По словам же Каржанова, «Яковлевская льняная мануфактура» готова закупать до тридцати процентов потребного ей волокна в Беларуси, а не отдавать валюту иноземным поставщикам. Сотрудничество тем не менее продолжается, хотя приобретает порой, так сказать, торгово-закупочное направление. Туристы, путешествующие в летний сезон по Волге, охотно покупают льняные махровые полотенца. Не так давно их выпускали и в Приволжске, но оборудование отработало свое, а нового нет. Теперь «ТДЛ Текстиль» заказывает льняное сырье в белорусской Речице и продают ее в своих магазинах… Наш приезд в Приволжск совпал с рабочей поездкой в Ивановскую область Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, побывавшего и на «Яковлевской льняной мануфактуре». На встрече с журналистами не обошлось без «льняного вопроса». По мнению Григория Алексеевича, от всех затруднений в этой сфере удастся окончательно избавиться, лишь нарастив производство льноволокна. Это и было основной задачей программы Союзного государства «Лен». К несчастью, осуществить ее не удалось. Но о забвении столь важных для обеих стран планов речь не идет. Возможна реанимация льнопрограммы с учетом опыта первой попытки. Григорий Рапота отметил, что в Постоянном Комитете ждут от специалистов отрасли предложений и обоснований задуманного. Дом-музей И.И. Левитана. В нем он останавливался во время своих плёсских сезонов Фото автора