Точка опоры
Театральная программа актуального искусства Платоновфеста стала острее Количество российских театральных премьер на Платоновском фестивале растет каждый год. Если в 2015 году в театральной программе было три спектакля, впервые поставленных в России, то в 2016 году их было уже пять, а в 2017-м — семь. Увеличение количества новых для страны спектаклей происходит вместе с расширением географии фестиваля, а также с появлением все более технически сложных и нестандартных постановок. Программа стала более острой, при этом дирекция фестиваля максимально учла негативный опыт восприятия актуального искусства прошлых лет. В этом году в театральной программе Платоновского фестиваля искусств — три спектакля «для подготовленных зрителей». Соответствующими пометками снабжены спектакль венгерского театра «Протон» «Имитация жизни», одноактные балеты Нидерландского театра танца (NDT) и воздушный танец «Ария» от итальянских «Ноу грэвити данс компани», «Роман барок ансамбль» и «Эмилиано Пеллизари студио». Представляя зрителям проект театрального провокатора и кинореформатора Корнеля Мундруцо, организаторы рекомендуют его «наиболее подготовленным зрителям, ожидающим от театра глубокого актуального содержания и новизны формы». А говоря о программе «Вечер с NDT2» и «Арии», предупреждают об использовании нетрадиционных выразительных средств и демонстрации полуобнаженного тела. Называя участие театра «Протон» в фестивале одним из его главных событий (cпектакли «Протона» были показаны более чем на 70 фестивалях — от Авиньонского до Международного фестиваля Сингапура и фестиваля Adelaide в Австралии), худрук форума Михаил Бычков отмечает непривычность используемых в постановке художественных средств. «Мы регулярно показываем спектакли в программе актуального искусства. Были моменты, когда зрители активно не принимали то, что привозили молодые компании»,— напомнил господин Бычков, очевидно, имея в виду опыт 2013 года с эстонским Театром №99. Тогда часть зрителей покинула зал, возмутившись обнажением актеров на сцене и обилием эстонского мата, дословно переводившегося на русский в субтитрах. В этот раз дирекция не только снабдила спектакли соответствующими пометками, но и организовала лекции, помогающие понять смысл постановок. В частности, о творчестве Корнеля Мундруцо перед показом «Имитации жизни» прямо в фойе Воронежского концертного зала рассказывала известный критик и театровед Алла Шендерова. Главное, о чем попросила госпожа Шендерова,— не уходить со спектакля в первые 20 минут. Постановка начинается длинным видеоинтервью представителя коллекторской компании с цыганкой, которую он пришел оповестить о выселении. В нем — завязка полной драматизма истории цыганской семьи, в которой читаются отголоски всех историй национальных меньшинств в мире. Политические вопросы толерантности и беженцев органично накладываются на извечную тему маленького человека в большой вселенной. Как быть молодому цыгану, который не хочет им быть? Как его родителям принять отказ сына от корней? Что делать молодой женщине с ребенком, когда вокруг все рушится? Однозначного ответа на этот вопрос Корнель Мундруцо не дает. Гиперреалистически визуализируя точку разрушения в виде переворачивающейся сцены, самого зрелищного и технически сложного компонента спектакля, он предлагает каждому из героев найти свою точку опоры. Эта тема совсем иначе звучит в постановке второй труппы Нидерландского театра танца (NDT2). Если гости из Венгрии предлагают, скорее, экзистенциальный поиск одиночки, то у NDT2 много внимания уделяется получению поддержки от ближнего. Один из лидеров мировой хореографии представил на сцене воронежского оперного театра программу из четырех одноактных балетов, один из которых так и называется — «Взаимоподдержка». Артисты NDT известны своей физической подготовкой, для них нет невозможных технических задач, в один голос говорят критики. Тем пронзительней контраст между плавностью и дробностью движений во «Взаимоподдержке», тем более осязаема в «Ловкости рук» связь между безмолвно кричащими гигантскими фигурами на ходулях и теми, кто внизу,— то приближается, то отдаляется от пропасти — оркестровой ямы, от точки невозврата. В «Соло», поставленном на скрипичную партиту Баха, мы видим виртуозное владение классическими движениями. Но к облегающему трико прилагается вполне обыденная майка, а выверенные па нет-нет, да и обрываются неожиданным движением-вопросом: так где же во всем этом наследии сегодняшний я? Между собственными размышлениями NDT2 играют со зрителем. Балет Йохана Ингера I New Then делает это уже на уровне названия, меняя knew (знать) на new (новый). Девять исполнителей — не группа, танцующая в унисон, а человеческие индивидуальности, бунтующие против какого-либо объединения. Бросая вызов миру и прячась от него, они страдают, смеются, виртуозно играют и искренне открываются, успевая в 28 минут вместить многогранность не только ролей, но и собственных личностей. Обе постановки были показаны в рамках Платоновского фестиваля дважды: спектакль «Имитация жизни» — 6 и 7 июня, программа «Вечер с NDT2» — 8 и 9 июня. Постановка «Ария» ждет зрителей 12 и 13 июня на сцене Театра оперы и балета, 14 июня ею же закроется фестиваль. Мария Старикова