Проект «Гравитация». Музыка притяжения открыла VII Платоновский фестиваль
3 июля в зале Воронежской филармонии выступили известные музыканты Антон Батагов и Полина Осетинская. В их исполнении прозвучали произведения разных эпох и направлений: от бароко Пёрселла до постминимализма Гласса. Противоположности притягиваются Антон Батагов – популярный российский пианист и композитор-постминималист. Наряду с американцами Филиппом Глассом, Стивеном Райхом и Джоном Кейджем, в чьей стране и зародилось это направление, он создал ряд произведений в постмодернистской эстетике. «Мне часто хочется понять и почувствовать не различия между музыкой, написанной в разные времена и в разных стилях, а что-то общее. Так называемый минимализм – это термин не нравится даже самим композиторам этого направления. Любая народная аутентичная музыка – это минимализм, созерцание одного и того же, вращение по спирали, но вглубь», – рассказал композитор. Его коллега, пианистка Полина Осетинская, является одной из самых талантливых исполнительниц. Сейчас она выступает на разных площадках мира, включая в свои программы сочинения современных композиторов. Их совместный проект «Гравитация» был вдохновлён сочинениями композиторов XX – XXI веков, постмодернизмом и буддийской философией. «Как говорил Джон Донн, наше тело притягивается к земле гораздо сильнее, чем душа – к небу. Для того чтобы почувствовать метафизическую гравитацию, и чтобы она была сильнее физической, нужно приложить усилия. Наш проект – об этой гравитации», – отметил Антон Батагов. В споре рождается музыка Программа, состоящая из семи произведений, задумывалась как контрапункт. В транскрипции двух роялей прозвучали пьесы Антона Батагова «Последний алхимик» и «Бастер Китон»; «Чакона» английского композитора Генри Перселла и «Шесть античных эпиграфов» француза-импрессиониста Клода Дебюсси; произведения современных американских минималистов – Prison Филипа Гласса (из оперы «Эйнштейн на пляже») и Gravity Дэвида Лэнга, а также «Болеро» Мориса Равеля в авторской интерпретации для двух роялей. На сцене музыканты играли расслаблено, почти в полной темноте (лишь с небольшой подсветкой) и по нотам. Противоположные в одежде (он – в чёрном, она – в белом), в игре они продемонстрировали то, как могут соотноситься и тяготеть разные вещи. Их ансамбль – это монохромная звучность двух роялей, которые пытаются найти компромисс между собой. «Мы с Полиной очень разные, – признался Антон Батагов, – Получается очень продуктивно, когда люди вместе что-то делают, но при этом когда каждый остаётся собой». Главное в творчестве – свобода. Такова была их музыкальная религия в «Гравитации».