Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

«У вас дислектик, поздравляем!» Ради кого дочь директора Эрмитажа бросила банковскую карьеру

Еще два года назад дочь директора Эрмитажа Мария Пиотровская возглавляла совет директоров банка «Ренессанс Кредит», заключала сделки и создавала новые банковские продукты. Сейчас она держит в руках буклет про дислексию и новую визитку — учредителя Ассоциации родителей и детей с дислексией, которую она основала в 2016 году. «Когда моей дочке было 11 лет, мы выяснили, что у нее дислексия, — рассказывает Пиотровская. — Первые четыре класса школы были сложными, никто не мог сказать, в чем дело, но твердили: «Девочка медленно читает, работайте над этим». Учителя советовали заниматься с логопедом и больше «концентрироваться». Пиотровская решила, что проблема в школе — большие классы, усредненный подход, и перевела дочь из государственной в небольшую частную. Но и там все пожимали плечами и говорили только одно: «Старайтесь», — и задавали больше чтения на дом. «Я видела, что ей сложно. У меня меньше и меньше оставалось времени на работу, мы много занимались», — вспоминает Пиотровская. Девочка старалась, только жаловалась, что болит голова, стала часто плакать и очень низко наклоняться при чтении. Пока в дом не пришел новый преподаватель языка — англичанин. Увидев ребенка, он сказал сразу, что у нее дислексия. «Не врач, а именно преподаватель, иностранец, впервые произнес это слово», — говорит Пиотровская. По словам Пиотровской, за границей во всех школах знают, что такое дислексия и как с ней работать, существует много методик, создают отдельные классы и даже специальные школы. И преподаватель сразу посоветовал материалы в интернете, назвал примеры Эйнштейна, Эдисона. «Я сказала: «Эйнштейн мне не нужен», но стала читать про эту особенность», — вспоминает Пиотровская. И уже скоро знала про дислексию почти все. Успешный банкир, привыкшая к сложным задачам, с жаром начала изучать новую сферу. Мария нашла дочери невролога и логопеда — эксперта в области дислексии, съездила в США на 67-ю ежегодную конференцию IDA (International Dislexic Association). «По количеству людей, атмосфере, системе организации конференция была похожа на привычный мне финансовый форум», — смеется Пиотровская. С 5-го класса она перевела дочь на домашнее обучение. Чем больше времени занимало изучение особенностей дислексии, тем меньше времени оставалось на банк. Пиотровская в тот период вынуждена была много времени проводить дома — нужно было координировать репетиторов, помогать дочке с учебой. И в начале 2016 года она уволилась из банка. «В определенном возрасте хочется что-то производить и видеть результат. А инвестиционный банк стал в целом терять свою ценность для меня в тот момент, — рассуждает Пиотровская. — Конечно, в банке у меня было много работы и ответственности, карьерный рост, новые продукты, которые я успешно продавала. Но изменения в финансовой сфере после 2008 года показали, что это все конечно». Дислексия как продукт Новым продуктом стали знания о дислексии. «Однажды мы сидели с друзьями, говорили на эту тему, — вспоминает Пиотровская, — и неожиданно поняли, что у нас сложилась команда для целой организации». В октябре 2016 года зарегистрировали Ассоциацию родителей и детей с дислексией. В команде оказались все, кто вечером в квартире Пиотровской обсуждал проект, — педагог, врач-педиатр, она сама. Директором ассоциации стала Марина Ходакова, работавшая до этого в сфере управления недвижимостью в крупных российских и международных компаниях. «Опыт общения с людьми очень пригодился и в благотворительности, у меня огромный клиентский опыт», — рассказывает Ходакова. Мария Пиотровская тоже признает, что банковская карьера и связи оказались полезны для создания собственной некоммерческой организации. «Банкиры ведь трейдеры и продавцы, — рассуждает Пиотровская. — Раньше я продавала продукты, сейчас — знания о дислексии. Навыки презентации не пропадают. Важно правильно донести информацию до людей». Перед тем как начать работать, Пиотровская поговорила со многими знакомыми, работающими в НКО, — с Авдотьей Смирновой из фонда «Выход», Юрием Жулевым из Всероссийского общества гемофилии. «Меня поразило отсутствие конкуренции, — вспоминает Пиотровская, — в бизнесе люди не склонны рассказывать секреты и раскрывать карты, а тут мне все говорили: садитесь и записывайте». Так, знакомые рекомендовали компанию Philin Рубена Варданяна, которая берет на себя весь документооборот НКО. Именно она занималась регистрацией ассоциации и ведет бухгалтерскую и юридическую часть работы. Также на старте много времени потратили на то, чтобы найти всех экспертов, кто занимается вопросами дислексии, центры, где можно пройти диагностику и подготовку, специалистов. Благодаря этому к ассоциации присоединилась нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ученица легендарного Александра Лурии. А с марта 2017 года попечителем ассоциации стала профессор Татьяна Черниговская, ученый в области нейронаук и психолингвистики, а также теории сознания. Черниговская занимается не только научной деятельностью, но и популяризацией науки. Изучив все документы, Черниговская обещала представлять интересы ассоциации и рассказывать об этой проблеме. Она была удивлена, что родители и дети с дислексией живут в информационном вакууме, говорит Пиотровская. Годовой план У новой ассоциации вначале был амбициозный план — открыть школу, где по определенным методикам помогали бы детям с дислексией. Но осенью 2016-го молодая команда начала с простого — с мастер-классов для учителей в одной из школ Москвы. «На этой стадии мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — говорит Пиотровская. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше для семьи». Теперь Пиотровская и сотрудники ассоциации ходят в школы, знакомятся с директорами и договариваются о проведении мастер-классов. Серия занятий для учителей и родителей называется «Неуспеваемость излечима»: специалисты ассоциации рассказывают об особенностях работы мозга детей с дислексией. Иногда идеи программ появляются неожиданно. Так, несколько месяцев назад Пиотровская в доме у друзей встретилась с мэром Грозного, разговорились об ассоциации. И уже в марте команда во главе с профессором Ахутиной была в Грозном — на общем собрании всех школ города. Теперь в городе собираются открыть кабинет в поликлинике и готовы сделать экспериментальный класс. В ближайшее время планируется такой же выезд специалистов в Назрань. «Знают ли эти люди, что я дочь Пиотровского? Это неважно, — говорит Пиотровская. — Не всегда переговоры веду лично я, и друзья мне помогают чаще, чем имя». Впрочем, у ассоциации в планах совместные проекты с Эрмитажем, а также с ГИТИСом. Существует ассоциация на частные пожертвования друзей Пиотровской. «Расходы у нас маленькие», — говорит Мария. На данный момент это лишь аренда офиса, впрочем, в престижном районе на Гоголевском бульваре, а также зарплата четырех сотрудников, сама Пиотровская зарплаты не получает. В ближайшее время схему работы и расширение штата в ассоциации не планируют. «Всех проблем мы все равно не решим, — рассуждает Пиотровская. — Поэтому пока мы разрабатываем методики работы с учителями и школьниками, после опробуем их в школах в разных городах и только потом, может, пойдем на уровень Министерства образования». За полгода занятия прошли уже в шести школах Москвы. В конце мая 2017 года ассоциация планирует круглый стол для родителей из отдельных московских школ, а затем и большую информационную акцию, посвященную дислексии, в торговом центре. «Мы планируем сделать базовые школы в разных районах, чтобы там была возможность обучения дислектиков, — говорит Марина Ходакова, — поэтому пока работаем с одними и теми же школами». По ее словам, в Москве может быть около 100 000 школьников с дислексией, это условный расчет, исходя из западной статистики. «Даже среди знакомых детей очень много тех, про кого родители и учителя говорят: «Не хочет учиться, ничего не хочет, не читает», — рассуждает Пиотровская. — А может, это как в нашем случае — дислексия, и к ребенку нужен особый подход, а не «больше читать». Мы же хотим, чтобы родителям своевременно рассказывали об особенностях их ребенка со словами: «У вас дислектик, поздравляем!» 5 фактов о дислексии Это не болезнь, а особенность восприятия, при которой не затронут интеллект. Правое полушарие мозга больше развито, чем левое. Поэтому обычно дислектики более творческие и креативные. В России статистическое исследование по количеству учащихся с дислексией не проводилось. Однако, согласно зарубежным исследованиям, дислексия в той или иной степени встречается у одного из 10 учащихся (см. например: Peterson, RL; Pennington, BF (26 May 2012). Developmental dyslexia). Таким образом, можно считать, что на данный момент в Москве насчитывается около 95 000 детей с дислексией. Дискалькулия — это особенность, когда у человека возникают необычные трудности в решении арифметических задач и в понимании математических понятий. Дисграфия — плохой и неразборчивый почерк. Такой почерк мешает в обучении письму и скорости записи текста. У детей с дисграфией могут быть не только проблемы с почерком, но и нарушение правописания (без проблем с чтением) или оба нарушения рукописного текста и нарушение орфографии. Дефицит внимания (СДВ) и дефицит внимания с гипер­активностью (СДВГ) могут влиять на процесс обучения. Человек может иметь более одного недостатка в обучении или поведении. В разных исследованиях было выявлено, что у 50% людей с трудностями, связанными с учебой или чтением, был диагностирован СДВГ. При этом одно необязательно является следствием другого. 15–20% населения испытывают трудности с обучением. Из числа учащихся с особыми трудностями в обучении, получающих специальные образовательные услуги, 70–80% имеют дефицит в чтении. Дислексия — наиболее распространенная причина трудностей с чтением, письмом и правописанием. Дислексия почти одинаково влияет на мужчин и женщин, а также на людей из разных этнических и социально-экономических слоев. Личный опыт /Александра Шишмарева «Мне 20 лет, я дислектик и сейчас учусь на 1-м курсе в МГУ на историческом факультете. У меня не просто дислексия, но еще несколько ее подвидов, мне всегда было сложно понять математику, учить языки. Мы в семье узнали, что это называется «дислексия», когда мне было 13 лет. Это обнаружила моя крестная, психолог. Ранее никто не понимал, почему обучение в школе дается мне так тяжело. С первого класса было сложно, мне не нравилось ходить в школу, я постоянно делала ошибки, дети смеялись, я была худшей ученицей в классе, было много конфликтов с учительницей и одноклассниками. И конечно, я постоянно болела, учиться дислектику и так тяжело, а тут включилась психосоматика. Я училась в большой гимназии, потом перешла в частную школу, впоследствии еще в одну. Но нигде учителя ничего не знали о дислексии: «Ну и что — ошибки делаешь все равно, надо больше заниматься». Когда мы узнали, что у меня дислексия, то нашли специалиста в Петербурге — Чеснокову Е. Н., которая занимается коррекцией дислексии, я провела у нее 10 дней, и мне это помогло. Улучшился почерк, повысилась быстрота чтения. Но дислексия не болезнь, вылечить ее нельзя. Я не переживаю, что у меня дислексия, в детстве у меня были сложности со здоровьем, и я понимаю, что дислексия — это просто ерунда. Последние классы школы были совсем сложными — там были физика, химия, математика, а вуз стал глотком свободы, нет ненужных лишних предметов. Сейчас все, что я изучаю, мне значительно ближе. Я с 6-го класса увлеклась историей и с тех пор целенаправленно готовилась к поступлению. Сдала ЕГЭ на хороший балл, выиграла Ломоносовскую олимпиаду по истории и благодаря этому поступила без экзаменов в Московский университет. Я не афиширую, что у меня дислексия, только очень близкий круг друзей и родственников знает об этом. Педагоги на факультете тоже не знают, что у меня дислексия. К сожалению, отношение к дислектику не такое, как к человеку с особенностями восприятия, а как к не очень грамотному и не очень умному человеку, которым зачастую ты не являешься. Но не всегда плохая грамотность означает, что человек глупый или умственно отсталый. Тем более что дислектики часто бывают талантливы в других сферах. Я закончила художественную школу, с 7 лет пишу рассказы, в какой-то момент начала публиковать их на сайте proza.ru, в этом году меня номинировали на несколько премий, среди них «Писатель года», «Русь моя», «Наследие», на сайте никто не знает, что у меня дислексия. Рассказы пишу на компьютере, раньше писала от руки, но, конечно, я делаю много ошибок. Все всегда говорят: «Как прекрасно написано, но читать невозможно — сплошные ошибки». Если бы не дислексия, у меня не было бы моих творческих способностей, в этом смысле это благо. Сейчас мне уже не так сложно, как в детстве. Но, конечно, проблемы с русским языком, математикой — это неудобно. Больше всего это мешает, когда пишешь рефераты или смс друзьям».