Войти в почту

Гастролеры в Кургане

Я не раз в статьях упоминала о том, что Курган в конце ХIХ – начале ХХ веков, был достаточно образованным и культурным городом. Горожане не довольствовались какими-то шутовскими, балаганными представлениями. Помимо собственных замечательных музыкальных коллективов, они приобщались к высокому искусству столичного и мирового уровня. Достаточно богатая публика очень тепло приветствовала заезжих гастролеров. В Кургане столичные артисты могли за один концерт получить столько, сколько им пришлось бы месяц работать в Москве или Петербурге. Вот, что сообщала в 1910 году газета «Курганский вестник»: «В субботу 20 февраля в зале Вольно – пожарного общества назначен концерт слепого скрипача – солиста М.Г. Карасика. Не лишним считаем отметить здесь, что по многочисленным отзывам газет, господин Карасик является выдающимся художником в сфере звуков и везде пользуется вполне заслуженным успехом. Начало концерта в 20.30.». 21 января 1913 года в первом Общественном собрании состоялся замечательный концерт известного скрипача – солиста К.М. Думчева при участии аккомпаниатора — пианистки К.М. Городецкой. Билеты приобретались в магазине А.И. Кочешева. Здание Общественного собрания. н. ХХ в. 18 февраля 1913 года состоялся всего один концерт известного пианиста – композитора, лауреата и свободного художника Санкт – Петербургской императорской консерватории, ученика знаменитого Александра Константиновича Глазунова, Я.П. Волынского, автора опер «Одуванчики», «Зимние сны» и музыкальной иллюстрации к пьесе «Трильби» русского драматурга Г.Г. Ге. В программе выступления значились произведения композиторов: Баха, Шумана, Шопена, Листа, Вагнера, Грига, Рахманинова, Чайковского и самого Волынского. Билеты на концерт также продавались в магазине А.И. Кочешева. «25 марта 1914 года в помещении собрания Вольно – пожарного общества состоялся вечер, на котором выступали гастролеры – госпожа Шабельская и господин Петербургский. Публики на вечере было немного», — сообщала газета «Курганский вестник». В этой же газете писалось: «Сегодня в первом общественном собрании престидижитатор (фокусник) и магик Бен – Санд дает сеанс в 3-х отделениях». На такие представления народ ходил очень охотно. 6 мая 1914 года в первом Общественном собрании состоялся концерт с участием артистов Санкт – Петербургских театров – М. Г. Петровской (сопрано), Н.А. Жукова (бас) и Андрея Кежемского (тенор). «Жуков и Петровская в 1912 году весь летний сезон с успехом пели в Париже в театре Сары Бернар. В настоящее время они служат в художественной опере «Театра музыкальной драмы в Санкт – Петербурге. А. Кежемский – тенор – певший с успехом в Петербурге, в настоящем сезоне – на частных сценах» — сообщалось в рекламе. На 15 мая в первом Общественном собрании был назначен концерт оперного певца Мариинского театра Льва Михайловича Сибирякова. Л. М. Сибиряков. н. ХХ в. 27 ноября 1914 года в Общественном собрании украинские артисты начали свои вторые гастроли с постановки драмы Манько «Нещасня Кохання» и «Наталка – Полтавка». В 1917 году состоялись гастроли Русско – итальянского цирка, гастроли настоящей японки из Токио, красавицы гейши Мицуко Мори – Сан. В среду 31 июня 1918 года в театре Общества приказчиков состоялся бенефис артиста и режиссера Курбатова, который ознаменовался опереттой «Король веселится». В 1918 году состоялись гастроли Доры Комаровской – певицы театра миниатюр Товарищества Драматических артистов под управлением П.П. Васильева при электротеатре «Весь мир». В этом же году в Кургане состоялись гастроли известного артиста В. Я. Вовченко – Новикова, любимца курганской публики. В его программе присутствовал исключительно украинский репертуар. Газета «Земля и труд» в 1918 году писала: «В субботу 5 октября состоится первая гастроль знаменитого итальянского баритона, солиста Королевского Румынского театра, баритона Варшавской Государственной оперы Д. Росси». 26 августа 1918 года в зале Общества Приказчиков состоялся концерт чешского скрипача – виртуоза, профессора Харьковской консерватории Франца Смита. В программе концерта значились: чешские композиторы, а также Паганини, Губер, Рахманинов, Смит и другие. Сбор пошел в пользу фонда чешско – словацких инвалидов. Не смотря на неспокойную обстановку в Кургане и уезде в 1919 году, гастролеры продолжали посещать наш город. Необычным явлением было появление в городе футуристов. Вот что писала по этому поводу газета «Земля и труд»: «Во вторник 18 февраля в зале пятого училища в Думском переулке выступит известный художник и поэт, «Отец Российского футуризма» знаменитый Давид Бурлюк и поэт – футурист Борис Четвериков. Лекция – «Футуризм – единственное искусство современности». Выставка картин Петроградских и Московских художников». Газета «Курганский вестник» информировала горожан: «Большое сибирское турне сегодня! 18 февраля в пятом мужском училище состоится Вечер футуристов, в первой части которого так называемой «теоретической» будут прочитаны «Отцом Российского футуризма» Давидом Бурлюком лекции: «Футуризм – единственное искусство современности». «Современность и обыватель. События и искусство. Упадок или расцвет». Вторая часть – практическая. Поэзо – концерт: будут прочитаны «стихезы и поэзы» Давида Бурлюка, Игоря Северянина, В. Каменского, В. Маяковского В. Хлебникова. Там же с 5 часов вечера открыта выставка картин столичных художников». Некоторые мероприятия, конечно, срывались, по причине неспокойной обстановки в Кургане, например, в 1919 году газета «Земля и труд» писала о несостоявшемся концерте: «Камерный вечер (Р. Грейман – рояль, Е. Грейман, Герсдорф, Воздвиженский (пение), в пользу возвращающихся из плена воинов, не состоялся. Так как за день до концерта реквизировали помещение женской гимназии под лазарет, где этот вечер должен был проходить, таким образом, концерт переносится на неопределенное время». Д. Бурлюк. н. ХХ в. Гастроли продолжались и в первые советские годы, например цирковые гастроли первоклассных музыкальных клоунов господ Франческо и Жоржа, которые устроили проездом всего лишь три выступления. В мероприятиях участвовала вся цирковая труппа. В 1926 году в Кургане всеобщий интерес вызвало появление ленинградских лилипутов. Они приехали из заграничной поездки. В репертуаре труппы значились: оперетта, комедия и сатира. В интервью газете «Красный Курган» руководитель труппы сообщал: «В Кургане часть товарищей нашей труппы выступает уже третий раз. В первый раз мы были в 1910 году, второй – в 1916 году и сейчас третий». Исполнителями являлись самые маленькие люди в мире, их рост в среднем составлял 16 – 18 вершков. В 1930 – е годы довольно часто выступали творческие коллективы из Ленинграда, Москвы и других российских городов. 31 января 1938 года в Народном доме гастролировали румынские цыгане. Они давали концерт в трех отделениях, участвовали 12 артистов под руководством В.М. Михай. В 1939 году газета «Красный курган» сообщала: «В Кургане проходят гастроли украинского театра оперетты». 18 марта в кинотеатре «Прогресс» гастролировали артисты Московской эстрады «Бим – бом» (юмор и сатира). Гастроли продолжались три дня. В этом же году на Нижне – Базарной площади открыл гастроли Московский государственный зверинец, в котором выступала единственная в СССР женщина – укротительница Зулейка Фарух. В 1940 году в Курганском театре проводились гастроли Украинского театра музыкальной комедии и драмы. В послевоенные годы в творческие командировки, на гастроли в Курган продолжали приезжать артисты, поэты, художники из разных городов нашей страны. Кроме того, в городе работали и собственные прекрасные творческие коллективы, о которых я уже упоминала ранее. Так что город Курган никогда не страдал от недостатка настоящего искусства.

Гастролеры в Кургане
© Уральский меридиан