Альбом по архитектуре иногда не сразу строится
Ежегодно по издательской программе московского правительства выпускают много книг. Какие этого достойны — решает комиссия. Наверное, самая сложная работа — у секции архитектуры.Книги по архитектуре обычно издаются на плотной бумаге, с цветными вкладками, с хорошей полиграфией — и цена получается немалая. Поэтому к таким заявкам надо подходить особенно ответственно. Через руки экспертов архитектурной секции, которую возглавляет Алексей Щенков, проходит не более десяти заявок в год. — Алексей Серафимович, вы работаете в комиссии более двадцати лет. Что за это время произошло с количеством и качеством заявок? — Количество остается постоянным. Если за год пришлось рассмотреть семь заявок — это уже много. В других секциях счет идет на десятки. А качество в целом выросло. Авторы уже поняли, что у нас строгие критерии отбора. И даже хорошие заявки часто уходят на доработку — иногда по два и по три раза. Иллюстративный материал тоже требует пристального внимания. — А тематические пристрастия меняются? — Они относительно стабильны. Как правило, книги посвящены истории столичного зодчества. Из последних, наиболее интересных, назову альбом Марии Нащокиной «Московская архитектурная керамика конца XIX — начала ХХ века» (об изразцах и майоликовых панно, которыми облицованы дома в русском стиле и в стиле модерн), «Симонов монастырь. Зеркало истории » Лидии Шитовой, одного из самых опытных наших реставраторов. Сейчас популярен жанр путеводителя — тоже наследие разных эпох, но с привязкой к современности. Именно среди заявок на путеводители попадается много работ невысокой квалификации, которые приходится отклонять. Многим кажется, что это просто — выстроил маршрут из нескольких точек, подобрал сведения, которые (якобы) никто не знает... Но сегодня общие слова и информация из Википедии никого не устраивают. Нужна кропотливая работа. Замечательный образец — книга Андрея Баталова и Леонида Беляева «Сакральное пространство средневековой Москвы». В ней есть исторические планы и чертежи монастырских зданий, научные реконструкции, фотографии археологических находок, часть которых публикуется впервые. — Какой период истории интереснее всего авторам? Дореволюционный? — Пожалуй, да. Работ о ХХ веке в последнее время стало чуть больше, но все равно их количество невелико. Сейчас будет делаться книга о создателях Московского дома пионеров (сейчас — Дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. — «ВМ»). В 1936 году, когда его открыли, он был заметным явлением в советской архитектуре. Есть издания, посвященные отдельным личностям. Недавно вышел сборник «Архитектор Борис Еремин. Творческое наследие». Ее герой — один из выдающихся педагогов Московского архитектурного института, автор концепции «ретроразвития», он скончался в 1998 году. Уже одобрена книга об Александре Павловой, больше известной под псевдонимом Капля — эта талантливая женщина ушла от нас четыре года назад. По ее проектам построены стеклянная башня на Крымской набережной, жилые дома в Молочном и Коробейниковском переулках. Жаль, что исследователи пока мало интересуются архитектурой постсоветского времени — в ней есть много любопытных сюжетов. Может быть, когда-нибудь появятся работы и на эту тему. СПРАВКА Алексей Щенков родился в 1941 году. Окончил Московский архитектурный институт (МАР ХИ) в 1964 году. Доктор наук, профессор МАР ХИ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, главный научный сотрудник НИИ теории и истории градостроительства. НОВЫЕ КНИГИ, ВЫПУЩЕННЫЕ В РАМКАХ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ Леонид Костюков Киностолица: Москва в зеркале кинематографа. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. Двуязычная антология. От каждого русского поэта — по одному стихотворению. Временной охват весьма представительный — от Симеона Полоцкого («Приветство… великому государю Алексею Михайловичу» 1672 года) до нашей современницы Ирины Ермаковой («Гоголевский бульвар» 2000 года). Над переводами поработали двенадцать опытных славистов из Англии и С оединенных Штатов. Каждому явно была предоставлена большая творческая свобода. Например, только у четверых переводчиков (характерно, что двое — уроженцы постсоветского пространства) получились рифмованные тексты с соблюдением исходной структуры строфы — остальные перевели все белым стихом, более привычным западному читателю. С московскими топонимами также каждый обращался по-своему — кто-то в названии «Охотный Ряд» оба слова передал транскрипцией, кто-то — оба перевел, встретился и промежуточный вариант («Okhotny row»). Книга иллюстрирована видами Москвы — репродукциями старинных гравюр, картин, а также современными фотографиями. ЕСТЬ МНЕНИЕ Социальная сеть графа Толстого Колонка праправнучки Льва Толстого, заведующей отделом развития музея Льва Толстого (Москва) Феклы Толстой На книжном фестивале я буду выступать дважды — 3 и 4 июня. Буду рассказывать о семантическом издании Льва Толстого и новых выпусках «Живых страниц». Семантическое издание — это система поиска по электронному собранию сочинений, представленная на сайте http://tolstoy.ru. Любую персоналию из тех, что упомянуты в комментариях к 90 оцифрованным томам, можно не только найти одним кликом, но и увидеть ее отношения с другими людьми, упомянутыми там же. Можно увидеть всю гигантскую «социальную сеть» Льва Николаевича, его интересы и связи в разные периоды (далее...) ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Прозаик вызревает к тридцати В день рождения Пушкина — 6 июня — на Красной площади наградят шестерых лучших молодых поэтов и прозаиков. В день закрытия фестиваля объявят победителей литературной премии «Лицей» (далее...) Музейная гостиная. Фестиваль шагнул за пределы площади В этом году на фестивале пройдет более 500 мероприятий на 12 площадках. С каждым годом выставка-ярмарка становится все масштабнее и разнообразнее: в прошлом году, например, площадок было всего восемь (далее...)