Татьяна Бабенкова: «Я настолько самокритична, что меня трудно обидеть»
О стечении обстоятельств, которое во многом определило ее жизнь, и о том, почему она никогда не отдыхает. Роль Алёны в сериале «Полицейский с Рублёвки» — первая большая киноработа воронежской актрисы Татьяны Бабенковой. А вот в Камерном театре в Воронеже у нее много спектаклей и почти во всех главные роли. «В Воронеже я много играю, очень люблю нашу труппу и команду, с которой работаю, — улыбается Таня. — А в Москву приезжаю на кастинги и съемки. Мне кажется, это типичная история». Типичная история — это когда, решив стать актером, человек переезжает в столицу. Мое решение поступать в Воронежскую государственную академию искусств было спонтанным. Честно говоря, тогда я поверхностно интересовалась театром, к поступлению не готовилась, да и театр посещала редко. Как я оказалась на актерском факультете, для меня до сих пор загадка. Мне не приходилось выбирать, где лучше учиться этому ремеслу, я не знала, что это такое, поэтому и выбора у меня не было. Я думала, что всю жизнь буду заниматься музыкой, даже поступила в музыкальное училище, но бросила его. В какой-то момент мне стало там скучно и утомительно. Я решила поступить в другой вуз, на экономический факультет. Так что мой путь в театральный был достаточно долгим и витиеватым. Наверное, это судьба. (Улыбается.) Родители вас не отговаривали? Когда я им сказала, что прошла первый тур, папа очень удивился. Мне кажется, до определенного момента родители не воспринимали это всерьез. Первые три года в театральном я и сама не знала, что я там делаю, и ждала отчисления. А на четвертом курсе я вдруг загорелась. Ежедневно после учебы репетировала отрывки, потом до восьми утра занималась речью... Тот год стал для меня решающим. Ну и конечно, наш художественный руководитель Сергей Александрович Надточиев умеет привить любовь к профессии. (Улыбается.) Родители ходили на ваши дипломные спектакли? Впервые они приехали посмотреть на меня, когда я уже год работала в театре. Это была большая премьера, я играла главную роль. Сейчас они приняли мою профессию и счастливы, что я занимаюсь любимым делом. Вы первая актриса в семье? Да, хотя у нас очень творческая семья. Все всегда занимались музыкой, играли на рояле... Наверное, именно это и послужило толчком к тому, чтобы я решила заняться творчеством. Хорошо. Но когда вы уже определились с профессией и поступили на актерский факультет в Воронеже, у вас не появилось желания продолжить учебу в Москве? Я понимала, что многие куда-то рвутся, и я под влиянием этого тоже поступила в два театральных заведения в Москве. Но когда собралась уезжать, узнала страшную новость. Оказалось, что у моих родителей сгорел дом. Они специально не стали мне об этом сообщать, чтобы не расстраивать накануне переезда в Москву. Когда сестра мне об этом рассказала, я решила, что никуда не поеду, — нужно было помогать родителям. Это было сложное время... Позже папа сильно переживал, что я не уехала в столицу. Но мне кажется, что на тот момент это было правильным решением. Зато теперь в Камерном театре в Воронеже у вас только главные роли. Может, поэтому вы сейчас и не хотите ничего менять? Наверное. Роли для артиста — это самое главное. К счастью, главный режиссер Михаил Бычков заинтересован во мне. И для меня самое важное, что я много играю и благодаря этому познаю профессию. Актер должен играть в театре, а не просто получать зарплату. Это настолько сложно — сидеть и ничего не делать. Для артиста это трагедия. Актер каждый день должен быть на работе. Интересно, а как вы попадаете на пробы в Москве, если редко здесь бываете? В моем случае это действительно сложно. Именно поэтому я не так часто хожу на пробы, скорее даже редко. (Улыбается.) И как же вы получили роль в сериале «Полицейский с Рублёвки»? Всё началось со спектакля «14 красных избушек», где у меня большая и очень насыщенная роль. Мы приехали с ним на «Золотую маску» в Москву, и там меня заметили. Мне предлагали кастинги и пробы... Честно скажу: я жутко испугалась. Долго оттягивала этот момент, говорила, что подумаю. А весной прошлого года меня пригласили на пробы в сериал «Полицейский с Рублёвки». Это были мои первые пробы, но так получилось, что я не смогла на них приехать, тогда меня попросили прислать видео. А уже после этого пригласили на встречу с режиссером Ильёй Куликовым и как-то быстро утвердили. Это было очень неожиданно. Получается, что сами вы не прилагали никаких усилий, чтобы попасть в кино? Да, история с кино не от меня зависела. (Улыбается.) Я не планировала сниматься, да и вообще не знала, что такое пробы и кастинги. Таня, а вам комфортнее играть в театре или сниматься в кино? Театр и кино — это два разных мира. В кино мне всё пришлось осваивать заново, потому что те законы, которые действуют на территории сцены, абсолютно не работают перед камерой. Например, я очень долго не понимала, почему меня привозят на съемочную площадку рано утром, а потом я так долго сижу и жду, когда же начнутся съемки сцены с моим участием. (Улыбается.) Мне до сих пор некомфортно оттого, что в течение дня у меня так много свободного времени. Сейчас эта работа стала для меня более понятна, но если говорить о том, что мне ближе — кино или театр, то я, конечно, выберу театр. Сцена — это постоянный тренинг, без которого сложно сниматься в кино, он дает большие возможности. А в кино, конечно, полегче. Не сложно вот так разрываться между двумя городами? Безусловно, жить на два города очень сложно. Особенно с непривычки. Иногда просыпаюсь и не понимаю, где я сейчас нахожусь. Было и такое, что я, отыграв первый акт, ложилась на пять минут и мгновенно засыпала, чтобы набраться сил ко второму. Но когда приезжала на площадку и видела, как работают Илья Куликов и Саша Петров, у которых такие же разъезды и очень плотный график, мне становилось как-то совестно давать слабину. (Улыбается.) Если ты много работаешь, то нужно работать еще больше. И тогда не будешь уставать. Я никогда не расслабляюсь. Человеческие ресурсы на самом деле огромные. Пока я страдаю только по поводу того, что завишу от своего расписания, а не оно от меня. В театре с пониманием относятся к вашему графику? Если я играю премьеру, то четыре месяца нахожусь в театре и на пробы не езжу. Я должна быть полностью погружена в одну историю — у меня с собой такая личная договоренность. (Улыбается.) В кино я всегда стараюсь распределить время так, чтобы сниматься большими блоками, а потом уезжать на спектакль. Когда мы работали над вторым сезоном «Полицейского», я параллельно была занята в большом проекте. Так сложилось. И это было очень сложно. Работала 24 часа в сутки. Но это было скорее исключение из правил, которое еще раз подтвердило, что невозможно работать над несколькими ролями одновременно. Для меня невозможно. Во время фотосъемки мне показалось, что вы достаточно самокритичный человек. Это так? Действительно, я настолько самокритична, что меня трудно обидеть, потому что больнее, чем я сама, мне не сделает никто. Я не смотрю кино со своим участием, так как уже на площадке чувствую, что получилось, а что нет. Естественно, по какой-то своей шкале. Мне сложно оценивать свою работу в театре, потому что я не вижу себя со стороны, но я не смогу заснуть, пока не прокручу весь спектакль в голове. К работе я отношусь очень серьезно, а к себе — самокритично. А еще я никогда не читаю о себе рецензий. Неужели не интересно? Нет, не интересно. Причем не читаю ни плохих, ни хороших статей. Я работаю для зрителя и для себя. Раньше я задавалась вопросом: моя ли это профессия? Мне было важно занимать свое место, работать там, где это необходимо. Я со своим мастером много раз обсуждала этот вопрос, просила доказать, что я не нужна на курсе, а я, в свою очередь, должна была доказать обратное: почему нужна. Потом этой философией я долго мучила и режиссера в театре. Я говорила: «Вы должны сделать так, чтобы я поняла, что мне не надо тратить жизнь на эту профессию». (Улыбается.) И что? Удалось доказать обратное? По крайней мере, я понимаю, что жить без своей профессии я не могу. Текст: Юлия Красновская. Фото: Дмитрий Журавлёв. Стиль: Маргарита Канунникова Макияж и прическа: Евгения Крупитко/агентство Forum