«Националистические настроения в Башкирии существуют на уровне кухонь»
В Башкирии определенными группами вновь начал пониматься так называемый национальный вопрос. Появляются новые национальные организации, утверждающие об ущемлении прав какого-либо из этносов, проживающих в республике, в ряде СМИ публикуются неоднозначные материалы с ссылками на Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), в школах процесс выбора родителями варианта учебного образовательного плана проходит на фоне конфликтных ситуаций. По мнению опрошенных ИА REGNUM экспертов, по многочисленным замерам уровень враждебности межнациональных отношений в республике отмечают 5−6% респондентов. Это немало, но критичным этот показатель назвать нельзя. Новые выборы, новые организации Создание в начале мая 2017 года очередной башкирской национальной организации не привлекло внимания широкой общественности республики. Однако тех немногих, кто вчитался в речи руководства и членов новоиспеченной организации, несколько удивила риторика выступавших. Глава национальной организации, врач по профессии, на учредительной конференции, собравшей около 50 человек, заявил об «этноциде башкир в мирное время». На конференции утверждалось о якобы существующем «негласном ущемлении прав и возможностей при устройстве на работу, участии в выработке органов государственной власти и местного самоуправления», преднамеренном закрытии школ для представителей одного из этносов. Музыканты жаловались на то, что им не дают выступать, режиссеры — на то, что им не дают снимать, один из спортсменов посетовал, что руководство республики не выделило грант на производство фильма по его сюжету. Не все представители башкирской общественности приветствуют создание всё новых и новых национальных организаций. Как утверждает лидер Курултая северо-западных Башкирии Ринат Гатауллин, как правило, эти организации «обслуживают» только часть башкирского народа, говорящую на юго-восточном диалекте башкирского языка. Кто поместил Башкирию в «красную зону»? В середине мая новая организация на своей странице в соцети с ссылкой на ФАДН разместила карту «Индекса межнациональной нетерпимости регионов РФ», где Башкирия наряду с Тувой, Сахалином и рядом областей средней части европейской России попала в «красную зону» с «крайне высоким» индексом межнациональной нетерпимости. Через несколько дней ряд уфимских интернет-ресурсов разместил информацию о якобы ухудшившихся межнациональных отношениях в регионе. При этом делалась ссылка на исследование 2016 года ФАДН «Общественное мнение о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации». В организации не скрывают «антихамитовской» направленности в своей работе, и вся вина за попадание в «красный пояс» возложена на главу региона. Как пишет «Уфа-пресс», в этих публикациях «утверждается, что, по данным ФАДН, в республике наихудшие результаты в Приволжском федеральном округе»: сообщалось, что 13% респондентов из Башкирии чувствуют на себе негативное отношение из-за национальности, многонациональность как отрицательный фактор воспринимают 32% участников исследования. И делается вывод, что Башкирия якобы стала одним из регионов с наивысшей степенью межнациональной нетерпимости. В пресс-службе ФАДН изданию сообщили, что такую информацию в СМИ не давали. Напомним, в 2013—2014 годах уровень межнациональной стабильности замерял Центр изучения национальных конфликтов: в нём Башкирия всегда была в «желтой» зоне, со средней напряженностью. Эксперты обращают внимание на то, что данный доклад «мало кто видел, и каждый может его трактовать так, как ему это заблагорассудится». Чему учат в школе Родительскую общественность также не радуют «подковёрная борьба, возникающая вокруг национального фактора». «Мы против политики в школе, — заявляют родители. — Именно сейчас в законодательстве республике наведен порядок, согласно которому каждый ребенок может изучать свой родной язык в месте компактного проживания носителей языка. Родители могут выбирать, что нужно учить их детям, кроме обязательных предметов, ученики начальных классов могут учиться и пять, и шесть дней в неделю — по выбору родителей. Жаль, что существуют силы, которые в обычных рабочих моментах усматривают надуманные национальные проблемы». Родительская общественность обращает внимание на то, что законодательства в сфере преподавания русского, родных (нерусских) языков и русского как родного в республике нет, чего не скажешь о соседней Татарии, где русские дети в качестве родного изучают татарский. Но есть ретивые чиновники отделов образования в районных администраций, пытающихся повлиять на выбор родителей. Особое мнение Политолог Николай Евдокимов не склонен критиковать ФАДН. По его мнению, специфика Башкирии состоит в присутствии трёх крупных этносов в относительно больших пропорциях — подобной пропорции нет ни в одном другом регионе Поволжья. Рецепты межнационального согласия Эксперты не отрицают наличия проблем в межнациональной сфере, часть из них навязывается из соседних регионов. По их мнению, «риторика ряда национальных организаций, управляемых из Татарии, будоражит медийное поле Башкирии». Одни эксперты говорят о повторении сценария 1990-х годов, когда проблемы отношений между татарами и башкирами постоянно муссировались. Другие утверждают, что тем самым элиты Татарии пытаются усилить свое влияние на федеральный центр. Политолог Дмитрий Михайличенко отметил, что по многочисленным замерам уровень враждебности межнациональных отношений в республике отмечают 5−6% респондентов. Это немало, но критичным этот показатель назвать нельзя. «Думаю, что большинство их смогут работать и отвечать за национальную политику, и они уже работают, — высказал своё мнение эксперт. — Главное, чтобы их чрезмерно не загружать формальными отчетами для вышестоящего начальства. Здесь самое важное — это непосредственная работа с людьми, своевременное решение их проблем, если они возникают, незамедлительное реагирование на них». Есть свой рецепт и у воспитанников одного из уфимских детских садов. «Когда в группе много игрушек и добрая воспитательница, которая всех любит одинаково, все ребятки дружные, а когда игрушек мало и злая воспитательница — наоборот. Если у взрослых будет много игрушек и добрая воспитательница, они тоже будут жить дружно».