«Не люблю, когда списывают». Чем знаменит 9-летний вундеркинд Миша Попов
Вундеркиндом ростовского второклассника Михаила Попова прозвали заслуженно. Внешне он обычный мальчишка. Ростом метр с кепкой. Очень улыбчив. Придя в нашу редакцию после школы, первым делом уселся пить чай с пирожными. А расправившись с ними, простодушно поинтересовался: «Больше нет?» Словом, ребёнок. Но при этом Миша уже год регулярно выступает перед студентами разных курсов, которые посещают кружок при историческом факультете Южного федерального университета. Мальчик не только на равных обсуждает с ними специфику тех или иных периодов, переломных событий, крупных сражений. Он ещё и поклонник альтернативной истории. Аргументированно размышляет над тем, чем, к примеру, закончилась бы битва при Ватерлоо, если бы к основным силам Наполеона вовремя подоспел резервный полк. Или, допустим, делится соображениями о том, по какому сценарию пошли бы события, не случись развала СССР или революции 1917 года. Второклассник охотно поделился своими представлениями о дружбе, отношениях с родителями и со сверстниками. «Кстати, обращаться ко мне и к моим папе и маме лучше как в древней Руси - на ты, - посоветовал Миша. - Ведь в те времена «вы» говорили только врагу. А мы с отцом и мамой для вас друзья. Обращение на вы в числе других новомодных веяний ввёл только Пётр I». Чем он покорил студентов? То, что у них растёт необычный ребёнок, Михаил и Елена Поповы поняли, когда сын был совсем крохой. В год он выучил буквы. В два уже бегло читал! Как вспоминает его папа, интерес к истории у сына проснулся внезапно. Родители среди других мультиков показали ему и те, в которых действие разворачивалось в Древнем Египте и в Вавилоне. И малыша они особенно заинтересовали. «А когда чуть подрос, стал обращаться ко мне то с одним, то с другим вопросом о прошлом России или других стран. Мы с женой экономисты. Многие вопросы сына нас попросту ставили в тупик. Поняв, что с нами каши не сваришь, сын махнул на нас рукой и стал искать ответы самостоятельно», - уверяет отец. «Я помню, что мне нравились мультфильмы о Древнем Египте, - подтверждает Миша. - Но увлёкся историей и по другой причине. По ТВ часто показывают фильмы о Великой Отечественной войне. Я их любил и люблю. Благодаря им окончательно пристрастился к истории. Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Миша, правда, что знания ты чаще черпаешь из Интернета, чем из бумажных книг? Михаил Попов: Я и книги люблю читать. Но пособиями, научными трудами в Интернете пользуюсь чаще. (Задумывается). Но вы поймите! Не имеет значения, откуда черпаешь информацию, важно, какая она. Интернет мне больше нравится просто потому, что там картинок много. - А как вообще получилось, что ты стал перед студентами выступать? - Я пока лекций в университете не читаю. Хотя если бы сказали: дескать, приходи к нам преподавать - я бы с радостью! Пока же общаюсь со студентами, которые посещают исторический кружок. Ровно год назад в наш первый класс пришли студенты из этого кружка. Их задачей было заинтересовать нас историей. Начали рассказывать о Великой Отечественной войне. А после задавали вопросы, на которые я стал с ходу отвечать, так как они были очень несложными. Спрашивали, например, о том, кем был Витя Черевичкин, а после и о том, где использовалась посмертная фотография этого расстрелянного немцами мальчишки, на которой он продолжал сжимать в ладошке мёртвого голубя. Он ведь вопреки приказу немцев уничтожить домашних голубей своих птиц сохранил. Я объяснил: тот снимок фигурировал на Нюрнбергском процессе. Потом о специфике того процесса рассказал. Впрочем, тут и хвастаться особо нечем. Кто же не знает основной юридической фабулы? Среди обвиняемых были Герман Геринг, Вильгельм Кейтель, гросс-адмирал Карл Дёниц и другие. Вся нацистская верхушка. Кстати, если придираться к терминам, гитлеровцев правильнее всё же называть нацистами, а не фашистами. Фашизм наибольшую популярность приобрёл в Италии. Ему там положили конец в 1943-м. Хотя на севере страны остатки этого режима просуществовали до 1945-го. Почему не даёт списывать? В этом году Михаил стал популярным и благодаря телепроекту «Золото нации». Мальчика жюри не пощадило. Ему дали задания, которые по зубам оказались бы далеко не каждому студенту-историку... Второкласснику показывали карту-схему сражения - какие-то стрелки, несколько значков. А от него требовалось, не раздумывая, ответить, о какой битве идёт речь. И Миша не только справился. Он шокировал жюри, подробно описывая ход сражения и тактику противников на Чудском озере в XIII веке, специфику оборонительных линий советских войск при Сталинградской битве, перечисляя воинские подразделения, которые в ней участвовали. Подробно рассказал о планах гитлеровцев. И так далее. - Миша, не завидую твоему школьному учителю истории. - Так его и нет. В школе истории учат с 5-го класса. А я, напомню, во 2-м. Штудирую историю сам. - А как тебе даются остальные школьные предметы? - Я отличник. Кстати, кроме истории, очень люблю и географию, и математику, и природоведение. - Остаётся ли у тебя свободное время? - Я ничего не зубрю, запоминаю быстро. Вообще, думаю, моя эрудиция объясняется просто. Самое важное - заниматься тем, что искренне нравится. А время свободное у меня есть. Стараюсь относиться к нему экономно, но, бывает, транжирю. В чём это выражается? Бывает, просто лежу, расслабляясь после тяжёлого дня. А могу сидеть и смотреть телевизор - в первую очередь, конечно, новости. Но и фильмы, и сериалы некоторые нравятся. Ещё люблю советские фильмы. Стараюсь помогать маме по хозяйству. Моя обязанность - пылесосить. Хотя (озорно улыбается) это дело самое простое, потому что у нас в квартире только один ковёр. Могу картошку, морковку почистить, посуду помыть. - Разделяют ли твою увлечённость историей одноклассники? - Нет. И это меня огорчает. Меня не понимают. Да и вряд ли в ближайшие годы поймут. Но друзья у меня всё равно есть, и их немало. А по-настоящему не люблю тех, кто у меня списывает, особенно, если в открытую. Говорят не «Миша, помоги», а «Миша, дай у тебя списать». Делать это разрешаю очень редко. Почему? Каждый должен думать своей головой. - Кто у вас в семье главный? - Отец. Но нередко разворачиваются дискуссии, и у меня часто своё мнение. - Кем стать в будущем, ты, конечно, решил... - Нет (качает головой). Мама говорит: «Главное - стать счастливым». Возможно, она права. Когда интервью закончилось, я была рада, что вопросы Мише задавала я, а не он мне.