Как жизнь в Чулимске?
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения драматурга Александра Вампилова. А приморские театры не обошли эту дату стороной? Ю. Филатова, Владивосток В театре ТОФ Сергей Руденок поставил «Утиную охоту», а в репертуаре академического театра имени Горького появилась пьеса «Прошлым летом в Чулимске». К жанру провинциального романса обратился режиссёр, заслуженный деятель искусств России Виктор Бусаренко. Последнюю пьесу Вампилова, трагически погибшего в расцвете лет, сначала ставили неохотно. Во второй половине 70-х началось повальное увлечение творчеством писателя. Историю о драматической любви провинциальной девушки Валентины воплощали известные режиссёры театра и кино, в главных ролях были заняты культовые актёры. Ставить знакомые сюжеты непросто, нужно не повторить своих предшественников и найти ключ к сердцу зрителя. Откуда талант? «Прощание в июне», «Утиная охота», «Старший сын»... Литературное наследие Александра Вампилова не столь многочисленно - с десяток пьес, в том числе одноактных, короткие сцены, прозаические рассказы. При жизни писателя его творения едва смогли пробиться на театральные подмостки. Первым прорывом стала постановка 1966 г. в литовской Клайпеде. У Вампилова непростая судьба, он вырос в небольшом городке Иркутской области, отца репрессировали через год после рождения, и клеймо «сын врага народа» наложило свой отпечаток. Он окончил иркутский филфак, печатался в сибирской прессе, по заданию редакций много ездил по России, наблюдая жизнь народа в таёжной глубинке без прикрас. Слава к произведениям писателя пришла после его ухода. Один за другим столичные театры бросились ставить его пьесы. В 1976 г. на экраны вышел фильм Виталия Мельникова «Старший сын» с блистательным актёрским ансамблем: Леонов, Караченцев и Боярский, в 79-м - «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли, а в 81-м Глеб Панфилов поставил картину «Валентина». Это первоначальное название последней пьесы драматурга. Её действие происходит в таёжном райцентре. Местная чайная - центр притяжения, место встреч, обсуждений, сплетен, задушевных разговоров, утренних застолий. Жизни колесо, день сурка, тяжёлый труд, и никаких иллюзий. И только одна героиня - молодая девушка Валентина грезит чем-то «бесполезным». Тщетно пытается приучить людей не топтать палисадник, который растёт на пути к чайной. А ещё она тайно влюблена в следователя Шаманова, приехавшего из большого города. Фильм Панфилова запомнился ролью Инны Чуриковой, сыгравшей хозяйку чайной Анну Хороших. Родион Нахапетов стал неким эталоном Шаманова советского времени. В 2013 г. в другой картине роль следователя сыграл Сергей Безруков, вызвав как восторженные, так и негативные. Вероятно, дело в заданном идеале, который невозможно переиграть. В чём сила характера? Нахапетов, Безруков, Чурикова - эти имена, несомненно, яркие, соглашается Виктор Бусаренко, поставивший пьесу на сцене академического театра имени Горького. Несмотря на сложную задачу, режиссёр взялся за работу по нескольким причинам. 40 лет назад Виктор Васильевич ставил «Прошлым летом в Чулимске» на сцене приморского ТЮЗа, это была первая пьеса Вампилова на владивостокской сцене. Спустя много лет, считает режиссёр, её актуальность ничуть не устарела. Талант Вампилова в Советском Союзе признали, критики даже нашли в его пьесах чеховские интонации. Виктор Бусаренко рассказал, как во время репетиций вместе к актёрами они находили в пьесе ассоциации с Пушкиным, Лермонтовым, различными сюжетами русской и мировой литературы. И всё-таки к пьесам Вампилова долго относились подозрительно. Постановки нужно было согласовывать в райкоме партии, доказывать полезность Вампилова, хотя в его историях невозможно было отыскать ни ура-патриотичных лозунгов, ни направляющей роли партии, ни особого оптимизма. Мало того, первый вариант пьесы «Прошлым летом в Чулимске» завершался самоубийством главной героини. Потом писатель передумал, и критики облегчённо вздохнули, дружно возвестив о «правильности смещения философско-нравственных акцентов». Если первая постановка Виктора Бусаренко была приближена к советским реалиям, то нынешняя сознательно перенесена в XXI век. Режиссёр объяснил, что не хотел ставить спектакль в духе советского ретро про то, что было и прошло. «Мне показалось, что наши «Чулимски», по сути, мало изменились, - сказал Виктор БУСАРЕНКО. - Деревни, посёлки, маленькие города - всё те же, лишь железные металлические заборы вокруг, мобильные телефоны и телевизоры в юртах у эвенков». На сцене - деревянный двухэтажный дом, в котором располагается чайная. Умывальник, прибитый к стене, дверь, обитая дерматином, во дворе - столики с перевёрнутыми вверх стульями. На заднем плане - баннеры с изображением тайги. Режиссёр не стал детально передавать деревенский быт, который так подробно описан в пьесе. Некий символизм. условность декораций - дань визуальному стилю XXI века. Это тонкая работа художника - лауреата премии «Золотая маска» Владимира Колтунова. Примет XXI века немного: мобильник в руках главного героя, пачки лапши «Доширак», джинсы и кепка на одном из героев. Было решено обратить бухгалтера Иннокентия Мечеткина в бизнесмена, а муж хозяйки чайной Афанасий, согласно сюжету, воевал, но на в Великой Отечественной, а в Афганистане. Это потребовало небольшой корректуры в тексте произведения, но сути не изменило. Герой, над образом которого не властно время, - эвенк-охотник Илья всю жизнь прослужил на благо государства, но остался без пенсии. Его сыграл народный артист России Владимир Сергияков. В целом актёрский ансамбль спектакля сложился гармонично, учитывая, что характеры персонажей словно натянутые струны, с внезапными эмоциональными всплесками, ситуациями скандальными. Шаманов дважды стоит под дулом пистолета и ружья. Яна Мялк вышла на сцену в образе хозяйки чайной - это первая возрастная роль актрисы. Большую и серьёзную роль Шаманова сыграл Леонид Свагин - думающий, темпераментный, обладающий мужским обаянием. Сложная задача выпала молодой актрисе Елене Пономаренко, ведь Валентина не просто главная героиня. В ней хотят видеть идеал, но у зрителей он разный, в результате - масса несовпадений. Режиссёр отметил, что в процессе репетиций он шёл по пути психологического театра, тщательно прорабатывая с актёрами монологи. Большую симпатию у зрителей вызвал предприниматель Мечеткин (Денис Неделько) - неуклюжий, недалёкий и жадноватый, но добродушный деревенский мужик, которого пророчат Валентине в мужья. Ещё один горе-жених - сын Анны Пашка (Константин Суворин) - самоуверенный и жестокий. Эксцентрична аптекарша Зинаида Кашкина в исполнении Ольги Налитовой. Герои пьесы - разные, но в чём-то похожие люди. Каждый внутренне одинок, не удовлетворён жизнью, страдает от сложных отношений. Режиссёр выразил надежду, что со временем по актёрской линии спектакль будет только расти. Почему открытая сцена? В спектакле очень много узнаваемой инструментальной лирики. Режиссёр сознательно избежал нарочито фольклорный интонаций - песен русских или коренных народов. Важно, что музыка, с одной стороны, создаёт ностальгическую атмосферу, с другой - более современная, чем в 70-е годы. Песня про девушку на тракторе звучит в исполнении Жанны Бичевской отголоском в радиоэфире. Спектакль идёт без занавеса - и это в современном театре не диковинка. На мой взгляд, открытая сцена пошла спектаклю на пользу - до начала и в антракте атмосфера не покидала зрителя. Маленький домик чайной, бесконечная тайга за забором, шаткое крыльцо, рукомойник и опрокинутые на столы стулья на летней террасе. И палисадник, который снова случайно, походя - раздавили, разрушили. Елена ЖУКОВА Фото с места событий Об авторе Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма»: «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва. КСТАТИ Именем Александра Вампилова назван астероид.