Наши в Голливуде. Рассказывает Илья Волох
Илья, вы давно живёте в Голливуде. Какие особенности работы в американском кинематографе можете выделить? В Америке кино − это, прежде всего, бизнес. И бизнес непредсказуемый. Каждый кастинг, каждое прослушивание − это рулетка. Никто не может гарантировать успех, даже если актёр имеет приличный послужной список. О государственном финансирование кинематографа в Голливуде говорят скептически, потому что по факту его практически нет. Все держится на частных дотациях. Сколько лет вы живете в штатах? Я уехал в сентябре 1990 года. Получается, в этом году будет уже двадцать семь лет. Даже страшно подумать. Получается, вы уже стали американцем? Да, можно и так сказать. Это связано не только с работой в кино, но и в театре. Я являюсь членом Актёрской студии (The Actors Studio). Она была основана в 1947 году, в числе ее основателей Элиа Казан. Руководителем студии был знаменитый Ли Страсберг. Есть отделения в Нью-Йорке и Лос Анджелесе. Это организация для профессиональных актёров, режиссёров и сценаристов, куда бы они могли приходить при подготовке к проектам в кино, театре или телевидении. В этой творческой мастерской актёры часто готовятся к роли. Например, Аль Пачино, готовясь к роли в фильме "Запах женщины", занимался в студии в Нью-Йорке. Это похоже на закрытый клуб для именитых актёров? Необязательно. Не все члены этой организации известны широкой публике. Однако в ней состояли многие известные актёры, такие как Марлон Брандо, Роберт Де Ниро. Получить членство в этой студии непросто, у них довольно жёсткий отбор. Но если актёр удостоился такой чести, то он становится пожизненным членом этой организации. Я попал в эту студию в 1999 году и добивался этого в течении долгого времени, около трёх лет. Фото: http://www.imdb.com Актёрская студия знаменита особым методом актёрской техники, основанном на системе Станиславского. Да, это так. Я и сам преподаю последние два года в школе Ли Страсберга (Lee Strasberg Theatre and Film Institute), работая по этому методу. Одна актриса из Актёрской студии порекомендовала меня, и я встретился с сыном Ли Страсберга, он предложил мне попробовать преподавать. То есть этот метод активно развивают, система Станиславского популярна среди американских актёров. Все началось, когда в 1920-е годы МХАТ приезжал на гастроли в Америку. Ли Страсберг и Стелла Адлер увидели эти спектакли. После гастролей в Америке остались актёры Р. Болеславский и М. Успенская, они открыли школу в Нью-Йорке (American Laboratory Theatre). В этой школе занимались и Стелла Адлер, и Ли Страсберг. Уже из этого вырос Групповой театр (Group Theater) и он был построен по модели Московского Художественного театра, придерживаясь системы Станиславского и развивая её. Американский метод основан на трёх столпах, одним из которых является чувственная память (sense memory) и Ли Страсберг придерживался этого течения. Стелла Адлер в свою очередь больше делала упор на воображение. В любом случае система Станиславского не раскрыта полностью в американском методе, использовались только основы. И сама Актёрская студия вышла из Группового театра. Все эти организации взаимосвязаны. Вы − выпускник школы-студии МХАТ. Так сказать, продолжатель традиции системы Станиславского… Это так. Я учился под руководством Александра Калягина. Со мной на курсе учились многие замечательные актёры, в том числе и Андрей Панин, которого уже нет, к сожалению, с нами. Фото: http://www.imdb.com Некоторые русскоговорящие актёры, живя в Америке, часто приезжают в Россию в поисках работы или вовсе уезжают из Штатов в связи с высокой конкуренцией. Да, я знаю, что многие актёры живут между странами, стараясь усидеть на двух стульях. Я считаю, что если копаешь в одном месте, то нужно продолжать там и копать. Одно дело, если актёра приглашают на конкретный проект. Но вот так блуждать в поисках работы − это не совсем мой вариант. Здесь, в Америке, имея не всегда главные роли, у меня есть занятия для души и актёрского роста – это театр и Актёрская студия. Сейчас я планирую возобновить репетиции. Над чем Вы сейчас работаете? Это телевизионный проект. В целом, работы сейчас много, мне даже пришлось отказаться от одного спектакля. Так же я участвую в постановке Майкла Харни, он актёр и это его первая работа в качестве драматурга. Пьеса из шести одноактовых отрывков. Майклу посоветовали поработать со мной, опять же через Актёрскую студию. Фото из личного архива И. Волоха Уровень достатка американских звезд значительно выше, чем у их российских коллег. В первую очередь, это связано с авторскими смежными правами. И это немаловажный фактор. Ведь американский актёр за свой труд и создание образа получает помимо гонорара, отчисления от проката фильма. Это дает стимул? Ну, конечно. Думаю, это нельзя сравнивать. Ведь фильмы, выпускаемые в Голливуде, показывают по всему миру. Поэтому и гонорары другие. А если сравнивать рабочего актёра, я отношусь к этому разряду, то в Америке существует определенная ставка, ниже которой заплатить не могут. Эту планку устанавливает актёрский профсоюз. Сейчас многие молодые и начинающие актёры стремятся в Голливуд, хотят попробовать свои силы на американском рынке. Что бы вы им посоветовали? Нужно осознавать, что никто здесь не даёт гарантий, что всё сложится удачно. Это важно понимать. Я думаю, что в первую очередь, необходимо любить своё дело, даже если оно не приносит дохода. Важно желание, которое двигает человеком и страсть к актёрскому мастерству. Это основное. Актёр должен быть дисциплинированным и упорным. Иметь смелость пойти на риск. Где-то я читал, что у актёра должна быть жизнерадостность теннисного мячика, сочетаемая с толщиной кожи носорога. Это во многом зависит от мировоззрения человека, от его умения справляться с неудачами и провалами. Я сталкивался с людьми, которые приезжая в Голливуд, ставят себе цель в течении нескольких лет пробовать себя в кино, а в случае неудачи, вернуться на родину. Однако здесь нельзя просчитать свой успех. Да и уровень успеха − это понятие относительное. В актёрской работе важно установить свою планку успеха, потому что ориентироваться только на общественное мнение − это довольно трудно. От работы важно получать удовлетворение. Пожалуй, универсального рецепта успеха нет. Нужно пробовать, набивать шишки и не сдаваться. Важен один момент при работе в Голливуде. Любыми путями искать возможность контролировать свою карьеру. То есть работать над своим проектом. Не стоит надеяться лишь на агента. Они, конечно, важное звено во всей этой кухне. Но необходимо искать другие пути реализации своей творческой деятельности. И тому много примеров. Я преподаю в школе Ли Страсберга и вижу много начинающих актёров и среди них мало тех, кто действительно болеет этим. Как говориться актёр – это не профессия, это диагноз.