С каждым годом на Кубани все больше стобалльников. Понятнее и привычнее становится процедура сдачи ЕГЭ и поступления в вузы. Невероятных усилий это требует со стороны выпускников и их родителей. Но сколько сегодня стоит подготовка к единому экзамену в буквальном смысле, в рублях? И можно ли сдать на «пятерку» без помощи репетиторов? Настрой на успех Хорошо, если ко времени окончания школы будущий абитуриент определился с вузом и направлением подготовки. Кто-то выбирает специальность, исходя из личных интересов, кто-то - по совету родителей. Выпускник 2017 года Евгений Щаников тщательно изучил рейтинги востребованных профессий будущего. «Перед выбором вуза я изучил рынок, быть «менеджером среднего звена» не хотел никогда, - рассказал Женя. - Рабочие специальности мало привлекают. Хочу поступать в медицинский. Сдаю в этом году, помимо профильных, биологию и химию. Занимаюсь с репетиторами по всем предметам, кроме русского и математики. У нас очень сильные учителя, спасибо им за такую подготовку. Мне кажется, они переживают за нас больше, чем мы сами. К русскому мы начали готовиться в 11 классе. Методические дни, дополнительные занятия, на которых мы учим теорию, сдаем ее, решаем тесты. Раз в неделю пробники, а после - анализ ошибок. По выходным - консультации. С репетиторами занимаюсь 2 раза в неделю - выходит 1500 рублей. Они готовят именно по стандартам ЕГЭ, потому я не особенно волнуюсь. Настрой отличный. Но иногда становится немного страшно из-за самой процедуры сдачи». Выпускница 2017 года Алина Кучер, наоборот, ни разу не воспользовалась услугами репетиторов и готовится к экзаменам самостоятельно, внимательно слушает учителей. «Понять систему ЕГЭ - это 90% успеха, - уверена Алина. - Тесты не требуют ничего сверхъестественного. Если учиться на хорошие оценки и понимать, чего от тебя хотят на ЕГЭ, запросто можно сдать самой. Главное, не лениться. Нужно выкладываться по полной на уроках, выполнять все задания преподавателей. Прорешать КИМы прошлых лет, составить план повторения теории. Практика в решении вариантов даст возможность понять свои сильные стороны и сэкономить время на экзамене. Так что пока трачу только свои силы. Планирую поступать в МГУ, уверена в успехе, потому что всегда училась на отлично». На личном опыте Бывает, решение «куда поступать» приходит внезапно. И о трудностях такого положения не понаслышке знает выпускница 2016 года Елизавета Демина. «С репетиторами начала заниматься в десятом классе, - рассказывает Лиза. - Родители хотели, чтобы я поступила на физико-технический факультет. Мы потратили кучу денег на дополнительные занятия. Но в 11 классе я поняла вдруг, что не могу больше учить физику. Не мое. Решила поступать на журфак. Стала сама готовиться к ЕГЭ по русскому языку, математике, истории и обществознанию. Ходила на подготовительные курсы. На самом деле, к русскому можно подготовиться и без репетитора, за первый семестр повторить и выучить теорию, а остальное время потратить на тесты и сочинение. К базовой математике готовилась «за день». Моя учительница по алгебре дала много полезных знаний. Хорошо помог просмотр видео с разбором заданий с YouTube. А вот с обществом и историей было очень сложно. Материалы нужно вовремя учить или начать готовиться заранее. Еле набрала по ним баллы. В любом случае, я поступила и вспоминаю теперь свой выпускной класс как испытание. Думаю, сделала правильный выбор, несмотря на «впустую» затраченные родителями деньги». О том, что репетитор - не всегда залог успеха, рассказал выпускник прошлого года Константин Олейник. «В 2016 году не смог набрать нужное количество баллов, - говорит Костя. - 10 и 11 классы я готовился к поступлению в Политехнический. Побеждал в олимпиадах. Занимался с репетиторами по всем предметам, так как пройденного в школе на уроках было недостаточно. А времени, чтобы заниматься с каждым учеником, учителям не хватало. В итоге физику сдал на 80 баллов, а русский - на 40. По сумме баллов не прошел. Поступил на другой факультет. Сейчас ни о чем не жалею, но на тот момент расстроился очень. Кстати, некоторые мои одноклассники из-за того, что у родителей не было средств на подготовку, и не пробовали получать высшее образование. Что касается физики, могу дать выпускникам совет. Важна только практика. Если готовитесь без репетиторов, можно смотреть вебинары». Кому платить? Что о подготовке к ЕГЭ думают сами наставники? Репетитор не всегда имеет полное представление о правильной и, главное, актуальной подготовке детей к ЕГЭ, уверена учитель русского языка и литературы в средней образовательной школе Сочи Ольга Нестеренко: «Школьный педагог знает все слабые места учеников, - считает Ольга Станиславовна. - Он имеет больше опыта работы с детьми такого возраста, а значит, разбирается в их психологии. Кроме того, мы, учителя, регулярно работаем с ЕГЭ, разбираемся в методологии и системе оценки. Многие жалуются на невозможность заниматься с каждым учеником индивидуально. Ну, так нужно перестраиваться, включать в программу элементы тестирования, учиться организовывать «мозговые штурмы» и курсы прямо в школе. Это гораздо удобнее для детей, а главное - возникает серьезная конкуренция неквалифицированным репетиторам. Почему родители должны платить за то, что обязаны дать их детям учителя? Хорошим педагогам должно платить государство. И ни копейки за количество сдавших и неизвестно кем подготовленных. Тогда и будет для будущих абитуриентов реальная экономия». Противоположное мнение у преподавателя физики Александра Жеребило: «Уровень преподавания физики, к примеру, в вузе кардинально отличается от школьного. - Учителя натаскивают ребенка исключительно на формат единого экзамена. Это не дает реальных знаний, ведь технический предмет - это не просто набор правил. Его нужно понимать. Потому репетитор, желательно преподаватель вуза, даст больше практических знаний. Подготовит не только к экзамену, но и к дальнейшему обучению. Все знают, что многие первую же сессию могут завалить благодаря «школьной программе». Сам факт того, что выпускник занимается с репетитором, положительно влияет на его мотивацию и представление о задачах. Есть разница в целях: у учителя их слишком много, он не знает, как научить ребенка одновременно и мыслить, и осваивать большой объем. А для ЕГЭ важно не только систематизировать знания, но и понять алгоритм действий». Завкафедрой современного русского языка КубГУ, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования России Лидия Исаева: «К ЕГЭ по русскому языку совершенно реально подготовиться в рамках школьной программы. Единственная часть, которая может вызвать затруднения, это сочинение. Однако программа по развитию речи также включена обычно в уроки. Так что в теории сдать экзамен без особой спецподготовки вполне возможно. Другой вопрос в том, что далеко не все школы дают ученикам освоить материал в полной мере. К сожалению, часто даже учебные заведения с хорошей репутацией готовят детей поверхностно. Все это становится видно при анализе ошибок, которые абитуриенты допускают во время подготовительных курсов. Главной целью учителя должно стать умение «научить самостоятельно учиться», ставить перед собой задачи и организованно их решать. И этому педагоги, по разным причинам уделяют, к несчастью, недостаточно времени. Школа дает набор фактической информации, а вот что с ней делать дальше - не учит. До 90 процентов выпускников сегодня не способны правильно организовать свое время. Они привыкли выполнять указания: родителей, учителей... Не задумываясь о последствиях. И в таких случаях действительно может помочь репетитор. Опытный специалист найдет индивидуальный психологический подход, не только даст знания, но и научит ответственности».