Режиссер сериала "Глухарь": Таджикистан стал началом моего пути
ДУШАНБЕ, 11 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Тимур Алпатов родился в Москве, но детство провел Душанбе, куда его совсем маленьким увезли родители — папа-художник и мама-искусствовед. Если прибавить к этому, что его дед-душанбинец Сафар Назаров работал в сфере культуры Таджикистана, то будущее Тимура было предопределено. Изначально родители видели его художником, будущий режиссер им стал, но заболел кинематографом. И, приехав в Москву, полностью изменил свою жизнь. "Я всего добился своим трудом и любовью к профессии", — говорит Тимур Алпатов и при этом не скрывает, что без помощи земляков не обошлось. С Тимуром Алпатовым мы встретились на студии "Три Тона", где сейчас монтируется его 16-серийная фантазийная драма по мотивам исторических событий "Золотая Орда". — Тимур, расскажите, как вы связаны с Таджикистаном? — История проста для того времени. Моя бабушка с маминой стороны — чистокровная русская из села Стаканово Курской области сразу после войны с сестрой уехала попытать счастья в Таджикистане. А дедушка — чистокровный узбек, жил в Душанбе. Там они и познакомились. Бабушка Ольга Казакова была педагогом, библиотечным работником, а дед Сафар (Сергей) Назарович Назаров занимал несколько высоких постов, в том числе в 1970-е годы был замминистра культуры Таджикистана. Потом стал начальником курсов повышения квалификации в области искусства, отправлял талантливых молодых художников, музыкантов кинематографистов на учебу в Москву. Последний год своей жизни проработал председателем Общества ветеранов Великой Отечественной войны в Душанбе. Он очень много сделал для культуры Таджикистана. Режиссер Тимур Алпатов Папина семья тоже в 1940-е годы переехала в Таджикистан. В Душанбе мои родители и познакомились. Мама училась на искусствоведческом в МГУ, и у нее был любимый педагог —известный искусствовед, специалист по Древней Руси, русскому зодчеству и Древней Греции Михаил Владимирович Алпатов. И она представить себе не могла, что познакомится с моим папой, а он окажется двоюродным племянником ее любимого преподавателя. Такая вот случайность и в жизни их было очень много. Сам я родился уже в Москве, и 20 лет провел между Душанбе и Москвой — жил по полгода то в одной столице, то в другой. — С папой художником и мамой искусствоведом трудно было не пойти по их стопам? — А я хотел стать художником, после школы поступил в Республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе. Учился живописи у замечательного преподавателя, художника Акмала Миршакара. Он из очень известной таджикской семьи — сын писателя и поэта Мирсаида Миршакара. И потом волею судеб в кино я попал тоже благодаря этой семье — помогла его дочь Зулфия Миршакар, сестра Акмала,- жена таджикского и российского режиссера театра и кино Валерия Ахадова. Именно его фильм "Свободная Женщина —2" стал первым, над котором я поработал. — Другими словами, без помощи земляков не обошлось. — Да. Но все равно я всего добивался своим трудом. Режиссурой я заболел еще в 1993 году во время учебы в училище. Всегда очень любил музыку, много чего собирал, записывал, переписывал. Дома была почти студия звукозаписи, но я не зарабатывал на этом денег — просто писал в свое удовольствие друзьям, соседям. Процентов восемьдесят того, что ты творишь в живописи, это впечатления от услышанной музыки. Музыка очень сильно влияла на меня творчески и духовно. Порой я даже картины свои называю любимыми треками. Для меня и выставку сделать, как для музыканта записать новый альбом. Есть своя концепция, картины общей тематики, общая цель и идея выставки. Режиссер Тимур Алпатов Потом я увлекся фотографией, и мы с группой товарищей переснимали любимые клипы на фото. Сейчас это звучит смешно, а тогда было очень интересно. Вот так через живопись, музыку и фото я пришел к съемкам. И уже на четвертом курсе художественного училища понял, что хочу быть режиссером. — При этом у вас было много персональных выставок и в 1996 году вас даже признали самым молодым художником Таджикистана. — Это был большой республиканский конкурс молодых художников, на котором я выставлялся с несколькими работами. Было приятно, конечно. Вообще в Таджикистане очень мощная школа живописи, там работают удивительные художники. Они очень сильно любят свою родину, природу, музыку. По их картинам я учился живописи, передаче цвета и пространства. И хотя в своей живописи я поначалу не увлекался Востоком, когда наша семья полностью переехала в Москву, в моих картинах стали появляться восточные мотивы. — И в Москве попытались осуществить свою мечту? — Да, попробовал поступить на отделение компьютерной графики ВГИКа, но из-за субъективной оценки моей художественной работы провалился. Был очень сильно расстроен, не знал, что делать дальше, но судьба была благосклонна ко мне — я поступил в Высшую школу рекламы при МосГУ. Вместе со мной на факультете училось очень много интересных, талантливых, творческих людей. Мы все сдружились, постоянно что-то снимали, руководство факультета, за что им большое спасибо, позволяло делать все, что хотим — у нас всегда был доступ в монтажную, я научился владеть камерой, изучил монтажные программы, научился в них монтировать свой материал. А когда понял, что хочу учиться режиссерскому ремеслу дальше — поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую к Владимиру Ивановичу Хотиненко на отделение "режиссура игрового кино". — И после этого вы попали в кино? — Очень хотел, но не знал, как это сделать. И вот Валерий Ахадов пригласил поработать к себе на съемочную площадку сериала "Свободная женщина-2" вторым режиссером. Это очень важная должность — фактически организатор производства, начальник штаба. Ты занимаешься планированием и организацией съемок. Для меня эта работа была — темный лес, казалось, я вот-вот все испорчу. И, конечно, делал ошибки. Но я очень благодарен Валерию — он меня бросил в этот омут, и, помогая, курируя, учил меня и давал мне опыт. А потом началось — меня стали приглашать вторым режиссером. В этой должности я отработал 12 проектов. Мой план был со временем занять режиссерское кресло самому. Я продолжал снимать короткометражные работы для себя и монтировать их. Вскоре одна из компаний, с которой я раньше работал, пригласила меня стать режиссером детективного сериала "Безмолвный свидетель". Я с легкостью снял 15 серий. После этого был всем известный "Глухарь". С огромной ностальгией вспоминаю эти съемки — это была отличная школа жизни, работы, прекрасного отношения и с группой, и с артистами. Мы до сих пор все дружим, созваниваемся, переписываемся. И дальше пошел один фильм за другим. Мой принцип в работе очень прост — нужно быть честным по отношению к себе и к людям, с которыми ты сотрудничаешь. Человек, работающий в кино, должен быть увлечен своей профессией и быть предан ей. — Сложно работать с актерами? Наверняка попадаются капризные экземпляры. — Они все люди, им нужно внимание, даже самым известным. С ними нужно общаться, разговаривать, искать подход. Мне по большей части не попадались капризные актеры, Бог миловал. Все-таки я окружаю себя людьми, которые меня понимают, я чувствую их энергию, они чувствуют мою. Хорошо запомнил, как на первой лекции на Высших режиссерских курсах к нам пришел Александр Адабашьян и сказал: "Откройте тетрадки и запишите одну фразу: кинематографический процесс — это пошаговый процесс выхода из критических ситуаций". Это абсолютно точное определение того, что происходит на съемочной площадке. Мне это нравится. Мне интересно попадать в критические ситуации и проверять, насколько хватить моих сил, моего терпения, чуткости и понимания, как из этого выйти. — Какой фильм дался вам сложнее всего? — Мы его еще не доделали — это фильм для Первого канала про советско-афганскую войну "Вернуть любой ценой". Хотя по сложности он похож и на "Золотую Орду". Кстати, не могу не сказать огромное спасибо за возможность работать в этом проекте генеральному продюсеру "Марс Медиа" Рубэну Дишдишяну и креативному продюсеру Елене Денисевич, с которыми мне посчастливилось работать. Только "Золотая Орда" — это мелодраматический костюмированный исторический фильм, а "Вернуть любой ценой" — военно-патриотический. На съемках мы жили два с половиной месяца в горах Казахстана, снимали БТРы, вертолеты, бои и жизнь людей, которые пережили эту войну. — Афганистаном стал Казахстан? — Тоже была интересная история — когда мы приехали туда на выбор натуры, местные ребята привезли на эти пологие горы и говорят: "Ну вот — чистый Афганистан". Я говорю: "Вы кого обманываете? Человека, который жил в Таджикистане и знает, какие там горы?" В итоге выбрали место, похожее на Афганистан, почти в 400 километров от Алма-Аты. — В вашей фильмографии сплошные сериалы, нет желания снять полнометражную картину? — Желание есть, но на телевидении сейчас происходит намного больше всего интересного. За рубежом много маститых режиссеров тоже перешло на телевидение. По мне — лучше рассказать длинную историю с интересным сценарием и хорошими актерами. Работа на ТВ мне очень нравится. Но если мне предложат хороший сценарий полного метра — с удовольствием соглашусь. — Если вернуться к Таджикистану, когда в последний раз вы там были? — В начале 2000-х — снимал там две короткометражки. Но у меня там почти никого не осталось —только два-три друга по художественному училищу. Они коренные таджики — это их земля, их семьи поколениями там росли, они никуда не уедут. Иногда я с ними общаюсь — благо есть Viber и WhatsApp. — А что для вас значит Таджикистан? — Это начало пути, отправная точка. Это такой эмоциональный старт, полученный от людей, которые в тот момент находились рядом со мной — родителей, родственников, друзей, преподавателей художественного училища. Это энергетически духовный пласт, который образовался там и который очень сильно развил мое творчество. Иногда я ностальгирую по природе Таджикистана, по людям, по друзьям. И если бы появилась какая-то идея снять там кино, я бы с удовольствием согласился. Так что буду рад когда-нибудь вернуться в страну, в которой началось мое формирование, как личности, на съемки.