Дэмиен Херст планирует заработать на Венецианской биеннале $1 млрд
Выставка занимает около 5000 кв м экспозиционных площадей зданий Палаццо Грасси и Пунта делла Догана (бывшая таможня) на Гранд-канале, принадлежащих Франсуа Пино. Обозреватель artnet.com Кенни Шарчестер посмотрел выставку Дэмиена Херста в Венеции, главном городе в биографии художника, где в 1993 году началась его слава. И живописал увиденное. Кенни Шарчестер сообщает: «Я видел много работ Дэмиена Херста и прочитал его книгу «На пути к работе», написанную вместе с Гордоном Берном в 2001 году, и сидел на аукционах Sotheby's в 2004 и 2008 годах. Я покупал, продавал, был куратором и коллекционером его работ. Херст изменил историю искусства своей ранней живописью таблеток, шкафчиков и витрин. В моем возрасте вы легко воспринимаете концепцию и наружность лекарств, и даже можете найти в этом своеобразную прелесть и красоту. Меня веселили его остроты и названия работ, от акулы до скелета, который плавал на стеклянном кресте с качающимися мячиками для настольного тенниса — «Реабилитационный центр для лодырей», 1998-1999. Наркотики, выпивка и смерть, религия и искупление — он всех высек беспощадно и больно. Невозможно представить до какой степени были актуальны его работы конца 1980-х до середины 1990-х. И вот его последнее творение — «Сокровища крушения «Невероятного», выставленное за месяц до открытия Биеннале во дворцах Франсуа Пино — адресует именно к раннему, самому удачному периоду Херста. Я читал эссе Херста «Почему Кунты продают дерьмо дуракам», впервые опубликованное в журнале Idler и переизданное в каталоге для выставки Tate Britain в 2004 году In-A-Gadda-Da-Vida. Он осуждал лицемеров, которые продают дерьмо наивным простакам. Зачем? Хотя бы потому, что им это удается. Боюсь, что сейчас сам Херст незаметно для себя попал в ту же ловушку. Что же я увидел в Венеции? Идолов всех времен и народов: Демона с чашей, Будду, сфинсков, Меркурия и Микки- Мауса до кучи. Херст хочет, чтобы зритель чувствовал себя сбитым с толку. Он старается. Так родители подбрасывают под елку снег и рисуют белые следы у камина в рождественское утро как доказательство существования Деда Мороза для своего легковерного ребенка. Но как ребенок, полный негативизма, я не ведусь на его обман. Я понимаю очарование мультфильмов Уолта Диснея (каким бы отвратительным расистом он не был), шутки Марселя Дюшана и Джеффа Кунса. Но когда я смотрю на бронзового Микки-Мауса, поросшего кораллами и ракушками, то почему-то не смеюсь. Многие, не все, конечно, работы напоминают дорогие реквизиты в комедийном шоу под названием «Искусство». «Сделано в Китае» было нагло выбито на обратной стороне одной бронзовой вещи. Юмор подростковый, как у Джулиана Шнабеля. И я решил, что огромные размеры и потепление климата (Венеция все-таки не Лондон) имеют негативные последствия для творчества художника. Мой личный фаворит — это скульптура самого Херста в образе потонувшего корабля. На мой взгляд было бы лучше, если бы голова скульптуры незаметно сдвинулась в сторону, а потом выпалила хриплым голосом курильщика: «Эй, дурак, дурак! Да ты. Хочешь купить какое-нибудь дерьмо? Давай, дурак!» Конечно, это должен быть голос комика Дона Риклза. Социалистический британский критик из Evening Standard Мэтью Коллингс немыслимо заявил, этому колоссальному собранию будет лучше, если их никто не купит. Мы поспорили об этом на Facebook. В результате я вынужден согласиться: эти работы будут хорошо смотреть вместе, но на далекой планете или заброшенной барже без экипажа, где-то далеко в море. Говорят, что на создание экспозиции было потрачено £50 млн. По крайней мере в первом интервью BBC Херста звучали цифры от £50 до 100 млн. Херст инвестировал собственные средства и средства своих инвесторов в себя любимого. Какова потенциальная рентабельность инвестиций? The New York Times сообщила, что цены на новую работу колеблются от $500 000 до $5 млн. Тираж работ от одного до трех экземпляров в каждом из трех состояний (то есть по-разному обросших кораллами и ракушками), из разных материалов плюс два авторских экземпляра художника (всего пять). Таким образом, если каждая из 189 работ на выставке продается по цене в среднем $1 млн за штуку, потенциальный доход составляет почти $1 млрд. Даже книга поставляется в трех версиях. Гениально. Как только работы начнут поступать на аукцион — это будет скоро, если вспомнить привычки Херста, — мы увидим, что на самом деле думает рынок. Учитывая огромное количество вещей, вся выставка выглядит как лоты накануне торгов. До сих пор отзывы общественности были в целом положительными: от материалов The Financial times и New-York times до сообщения в Инстаграме Тико Муграби (арт-дилера, сына израильского коллекционера Жозе Муграби, в коллекции которого 800 работ Энди Уорхола, Марсель Дюшан, Джеф Кунс и Дэмиен Херст), изображающего Муграби с восторженно разинутым ртом и блаженного Дэмиена на балконе в Венеции, вглядывающегося в горизонт с подписью: «Святое дерьмо Дэмиен, ты действительно сдул мой ум! #youreafuckinganimal». Хорошо сказано.