Утечка «хвостов» (посёлок Карамкен, Магаданская область)Согласно рейтингу общественной организации «Зелёный патруль» за 2016 год, Магаданская область — одна из самых экологически чистых регионов Дальнего Востока. Уступает только более северному округу — Чукотке. Это неудивительно: оба региона имеют сравнительно низкую плотность населения, а, значит, антропогенное воздействие на природу здесь относительно невелико. Однако богатство Дальнего Востока полезными ископаемыми предопределило особенности экологических проблем этих мест. Высокую важность для Колымы имеет правильное хранение отходов добычи и переработки полезных ископаемых. По оценке специалистов, одним из показательных объектов неправильного содержания так называемых хвостов — отходов обогащения золота — является накопитель Карамкенского горнометаллургического комбината (ГОК). После закрытия ГОКа в 1995 году отходы производства в накопитель также сбрасывал Колымский аффинажный завод. Помимо прочего в хвостохранилище площадью 35 га попадал цинк, кадмий, медный купорос, хлор и другие ядовитые вещества. — После ликвидации ЧП встал вопрос о том, чтобы этот объект (хвостохранилище — DV) каким-то образом рекультивировать, — рассказывает Ольга Москвина, руководитель общественной организации «Магаданский центр окружающей среды». — К сожалению, был принят проект, который требовал меньшего расходования средств, но не гарантировал полной ликвидации загрязнения. Также проект допускает, что в хвостохранилище поступает вода из озера, находящегося выше. Она проходит через накопитель и вымывается в реку. Таким образом, пусть и вяло, но загрязнение продолжается и сегодня. Эколог уточняет, что, по официальным данным, выброс токсических веществ из накопителя не зарегистрирован. Однако из-за постоянного подмыва хвостохранилища происходит загрязнение нерестовой реки взвешенными веществами. Во время дождей и в период паводка это приводит к эффекту гипоксии, когда из-за мутности вода не насыщается кислородом. Изменение температуры и состава донных отложений неизбежно сказывается на качестве жизни всех обитателей реки.Вместе с тем, по данным администрации Магаданской области, полной ликвидации хвостохранилища Карамкенского ГОКа не требуется, так как на сегодняшний день его выбросы не представляют реальной опасности. В ходе двухлетней рекультивации накопителя были укреплены его борты и дно, прошла отсыпка насыпей, а также проведены другие работы, позволяющие снизить угрозу выброса накопленных отходов. Согласно официальным сообщениям администрации, вода в близлежащих ручьях действительно бывает мутной, однако это следствие попадания в них взвесей и примесей земли. Тем временем ежегодный анализ проб воды и грунта не регистрирует превышение нормы содержания вредных веществ. Кладбище кораблей (Авачинская бухта, Камчатский край)Незамерзающую Авачинскую бухту часто называют визитной карточкой Камчатки, а также морскими воротами края. Это одна из самых красивых и больших бухт в мире, её протяжённость составляет 24 километра, а у её берегов находятся крупнейшие города региона — Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Однако в последние десятилетия выгодное расположение бухты обернулось для неё существенными экологическими проблемами. — Ещё в конце прошлого века учёные начали говорить об увеличивающейся антропогенной нагрузке в Авачинской бухте на морскую экосистему и, как следствие, её загрязнении, — рассказывает Татьяна Михайлова, председатель совета общественной организации «Камчатская лига независимых экспертов». — Дело в том, что в Авачинской бухте расположена база подводных лодок Тихоокеанского флота и база ракетных катеров. Плюс все городские стоки поступают в бухту. Следовательно, основным источником многолетнего загрязнения является сброс неочищенных сточных вод, в том числе утечки с баз хранения и при перекачке нефтепродуктов. В некоторых районах бухты содержание нефтепродуктов в морской воде превышает предельно допустимые нормы в 7 раз.Кроме того, не меньшую экологическую опасность для бухты представляют брошенные и затонувшие корабли. По данным министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, в Авачинской губе находятся около 70 затопленных плавсредств и не менее 250 тысяч тонн металлолома. Всерьёз проблема необходимости очистки «морских ворот» Камчатки была поставлена в 2008 году после проверки Юрия Трутнева, занимавшего тогда пост министра природных ресурсов и экологии РФ. Помимо захламления побережья, проверка показала существенное ухудшение состояния флоры и фауны бухты. Силами экологов, правительства и законодательного собрания региона в 2013 году проект «Реабилитация Авачинской бухты» был включён в государственную программу ликвидации загрязнений от экономической и иной деятельности. Сумма федерального финансирования реализации первой очереди проекта составила 50 млн рублей. Однако уже в течение нескольких лет заказчик не может найти исполнителя данных работ. — Существует ряд региональных проблем, мешающих эффективно заниматься подъёмом затопленных в Авачинской губе судов, — уточняют в министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края. — В силу климатических условий работать в акватории возможно только 7 месяцев в году — с апреля по ноябрь. Кроме того, значительная часть акватории бухты является территорией военно-морской базы, доступ на которую требует специального уровня допуска к государственной тайне. Также часть судов принадлежит министерству обороны Российской Федерации, и их подъём требует специальных дополнительных согласований. Однако без федеральной поддержки работы по очистке Авачинской губы от скопившегося металлолома, оценочно, могут занять от 30 до 50 лет.Вместе с тем власти региона ведут работу по минимизации загрязнения Авачинской бухты от стоков канализации. По данным министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края, в ближайшие годы планируется реконструкция действующих канализационных очистных сооружений «Чавыча» и строительство новых сооружений для разных районов Петропавловска-Камчатского. Наследие зимы (Владивосток, Приморский край)Проблема загрязнения моря так или иначе касается всех прибрежных регионов страны, не исключение и Приморье. Несмотря на то, что перед саммитом АТЭС-2012 во Владивостоке были построены очистные сооружения, заливы продолжают страдать от отходов, попадающих в них иными путями. Например, при таянии грязного снега, который свозится к берегу Амурского залива со всего Владивостока.Полигон для складирования снега в конце 2016 года был размещён в черте города у железнодорожной станции Вторая речка в непосредственной близости от одноимённой реки и берега моря. Попав сюда зимой, к весне грязный снег превратился в плотный чёрный лед, покрытый мусором. По оценке специалистов, его таяние будет продолжаться до лета. И хотя размеры загрязнения относительно не велики (1−2 гектара), экологи указывают на опасность периодичности этой проблемы.— Снег свозят сюда или неподалёку каждую зиму, — говорит Владимир Раков, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва Дальневосточного отделения РАН. — Это началось после рекультивации главной свалки лет 7 назад. Раньше снег вывозили на свалку. Там он растаял на краю к лету, и грязь осталась на свалке мусора. Здесь же — пляж, где по-хорошему люди могут загорать и купаться. И, естественно, вся грязь попадает в залив, а на улицах у нас очень опасная грязь. Начиная с того, что с автомобилей капают нефтепродукты, масла, содержащие ядовитые вещества. Плюс — вреднейшие химические реагенты. Примечательно, что вид на малосимпатичный полигон открывается в том числе из окон поезда, следующего из аэропорта в центр Владивостока. Кроме того, в пределах 300 метров от снежной свалки находится главный городской автовокзал. В связи с чем, по словам экологов, объект представляет существенную опасность не только для экологии города, но и для его имиджа. В 2017 году снежной свалкой заинтересовалась прокуратура Приморского края. Сейчас проводится проверка. Тем временем в администрации Владивостока поспешили заявить о готовности отказаться от подобной практики утилизации снега следующей зимой. — Администрацией Владивостока в настоящее время рассматривается возможность запуска двух снегоплавильных установок, они уже есть в распоряжении, — сообщили в пресс-службе администрации. — Они будут использоваться для утилизации снега, сброс воды заведут в систему бытовой канализации. Предположительно, будет два места размещения таких установок. Одно — в центральной части города, вторую точку — ещё будут определять. Также в администрации Владивостока пояснили, что в связи с неровным рельефом города организовать экологически безопасный полигон для складирования грязного снега в его черте почти невозможно. Поэтому рассматривается и вариант строительства стационарного снегоплавильного пункта с использованием тепла с канализационных сбросов — по аналогичному опыту Москвы и Санкт-Петербурга. Однако пока этот вопрос остаётся открытым, как и проблема утилизации загрязнений на месте действующего снежного полигона — на это в бюджете администрации Владивостока не предусмотрено средств. Чёрные облака (Ванино, Хабаровский край)По данным экологов, проблема загрязнения воздуха и акватории угольной пылью возникла в посёлке городского типа Ванино в 2012 году. До этого уголь в местном порту отгружали в меньшем количестве и в относительной удалённости от домов. Теперь в нарушение санитарных и экологических норм разгрузка производилась в нескольких сотнях метров от окон жилых строений. Обеспокоенные своим здоровьем и загрязнением моря жители посёлка не раз выходили на митинги, требуя прекратить открытую перевалку угля. — Морской биоценоз не просто умирает, а в некоторых бухтах практически уничтожен, — говорит Виктор Сайков, председатель регионального отделения партии «Зелёные» на Дальнем Востоке. — Государство почти ничего не получает с этого бизнеса, но пыль угля и глинозёма оседает на дно, убивая биоценоз. Люди, которые дышат всем этим, получают различные заболевания. По закону здесь запрещена перевалка угля открытым способом, и должен быть введён закрытый способ — так, как это было сделано на предприятии СУЭК «Дальтрансуголь» здесь же, в Хабаровском крае. Неоднократно получая жалобы от местного населения, правительство Хабаровского края взяло под особый контроль проблему загрязнения Ванино. В 2016 году совместно с руководством порта был разработан план по минимизации загрязнения. Он включал в себя перенос наиболее грязных перевалок максимально далеко от посёлка, остановку работ при ветре выше 8 метров в секунду, оснащение площадок защитными стенками, а также введение ряда механизмом, препятствующих распространению пыли. Однако несмотря на разработку плана, в начале 2017 года слой угольной пыли на улицах и подоконниках жителей Ванино не уменьшился. По итогам проверки транспортная прокуратура зафиксировала превышение предельных норм загрязнения воздуха вблизи порта. Суд предписал руководству порта возвести вокруг складов угля стенки, предотвращающие просыпание груза, а также утвердить новые нормативы предельно-допустимых выбросов. По данным правительства Хабаровского края, в этом году губернатор региона провёл уже несколько совещаний с руководством порта и промышленного холдинга «Мечел» — компании, ведущей основную разгрузку угля в посёлке. Основная цель этих встреч — контроль за исполнением плана мероприятий по обеспечению экологически безопасного функционирования и развития порта Ванино.— ОАО "Порт Ванино" в 2017 году ввёл в работу снегогенераторы, которые уже включены в технологический цикл и доказали на практике свою эффективность в подавлении пыли, — сообщили в пресс-службе администрации региона. — К концу второго квартала ОАО "Порт Ванино" планирует провести модернизацию дробильно-сортировочных устройств. Основные работы по минимизации экологической нагрузки на окружающую среду в соответствии с принятым планом планируется завершить в течение 2017 года. Свалка века (Южно-Сахалинск, Сахалинская область)Проблема утилизация твёрдых бытовых отходов (ТБО) актуальна для всего Дальнего Востока. В регионе почти нет заводов по переработке ТБО, и наиболее распространённым способом утилизации мусора остаётся складирование его на полигоны. Однако далеко не все из этих площадок изначально соответствовали нормам, необходимым для хранения отходов. Немалая часть из действующих полигонов возникла как стихийные помойки. Одним из ярких примеров подобного считается главная южно-сахалинская свалка. — До 1945 года южная часть Сахалина входила в состав Японской империи, и как японцы валили сюда мусор в 20−30-е годы, так его валят туда и нынешние жители области, — рассказывает Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина». — За последние десятилетия город стал шире, и дачные массивы теперь вплотную прилегают к свалке. К тому же она находится в междуречье двух нерестовых рек, они её буквально омывают и подмывают с двух сторон. Сейчас эта свалка представляет из себя огромный курган — она огромная, высокая, и ещё лет 15 назад она непрерывно горела. По словам специалиста, опаснейший токсичный дым исходил от свалки десятилетиями. В 2004 году экологи поставили перед собой задачу решить эту проблему. По итогам расследования экологов выяснилось, что мусор на свалке поджигался намеренно — для упрощения работы по распределению отходов. После обращения к местным властям огонь на полигоне больше не горит, однако отходы по-прежнему свозятся на непригодное для них место со всего города.— Мусор сюда свозят официально, но при этом свалка юридически незаконна, — уточняет Дмитрий Лисицын. — Более 10 лет назад было принято решение суда о том, что эта свалка должна быть закрыта. Но суд регулярно даёт отсрочку по исполнению этого решения, так как новый полигон для хранения ТБО ещё не готов. Тем временем мусор продолжает поступать в реки. Страшнее всего, что в них попадает большое количество тяжёлых металлов, потому что на свалку выкидывают и старые батарейки, и ртутные лампы, и свинцовые аккумуляторы. Всё это, естественно, выносится в море, в залив Анива, который у нас имеет большое рыбопромысловое значение.По данным министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, в ближайшие годы правительство региона намерено решить проблему утилизации отходов. В настоящее время рассматривается возможность строительства на острове мусоросжигательного завода с привлечением средств стороннего инвестора. Этот объект может быть размещён неподалёку от нового полигона. Его строительство в пригороде Южно-Сахалинска ведётся уже несколько лет.— Срок ввода в эксплуатацию нового объекта размещения твёрдых коммунальных отходов в районе карьера «Известковый» зависит от сроков завершения первой очереди и наличия пункта перегрузки твёрдых бытовых отходов города Южно-Сахалинска, так как проектными решениями здесь предусмотрено размещение спрессованных отходов. В этой связи при оптимистическом сценарии развития срок ввода в эксплуатацию полигона твёрдых коммунальных отходов намечен не ранее чем на 2018 год, — пояснили в министерстве.