Николай Власик, тень Сталина
C 10 мая на Первом канале стартует сериал о судьбе начальника охраны Вождя народов.Многосерийный фильм режиссер Алексей Мурадова снял в 2015-м году по сценарию Валерии Байкеевой (при участии Алексея Пиманова). Сюжет фильма охватывает период с конца 20-х до начала 50-х годов XX века. В центре сюжета - судьба начальника охраны Иосифа Сталина, Николая Власика. В фильме снимались замечательные актеры - Власика сыграл Константин Милованов, его любимую женщину Асю - Ольга Погодина, Сталина - Леван Мсхиладзе. Вас ждет также встреча с Юлией Мельниковой, Иваном Кокориным, Дмитрием Аксеновым. Викторией Масловой и Даниилом Спиваковским. Сериал представлен как биографический. Уроженцу села Бобыничи, что под Гродно, Коле Власику было суждено стать одним из самых влиятельных, но незаметных людей эпохи. Более двадцати лет он возглавлял охрану вождя и был его близким, доверенным лицом. Он ценил дружбу и хранил ей верность, хотя в иные моменты жизни его положение, казалось бы, не допускало проявления понимания и даже сострадания к «врагам народа». А еще в его жизни нашлось место для огромной трагической любви.... В жизни реального человека, Николая Сидоровича Власика, было много событий, людей, столкновений. Однако судьба не пощадила близкого Сталину человека. 16 декабря 1952 года он был арестован в связи с делом врачей. Мотивировка -«обеспечивал лечением членов правительства и отвечал за благонадежность профессуры». В уголовном деле Власика означено: "До 12 марта 1953 года допрашивался почти ежедневно (в основном по делу врачей). Проверкой установлено, что выдвинутые против группы врачей обвинения являются ложными. Все профессора и врачи из-под стражи освобождены. В последнее время следствие по делу Власика велось по двум направлениям: разглашение секретных сведений и расхищение материальных ценностей… После ареста Власика у него на квартире было обнаружено несколько десятков документов с грифом „секретно“… Будучи в Потсдаме, куда он сопровождал правительственную делегацию СССР, Власик занимался барахольством…" В январе 1955 года Военная коллегия Верховного Суда СССР признала Власика виновным в злоупотреблении служебным положением. Естественно, "при особо отягчающих обстоятельствах". Он получил 10 лет ссылки и был лишен генеральского звания и наград. Правда, вскоре по амнистии срок ему сократили до пяти лет, а уже в 1956 году он был помилован со снятием судимости. Правда, звание и награды возвращены ему не были. В своих воспоминаниях Власик писал: " Я был жестоко обижен Сталиным. За 25 лет безупречной работы, не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму. За мою беспредельную преданность он отдал меня в руки врагов. Но никогда, ни одной минуты, в каком бы состоянии я ни находился, каким бы издевательствам я ни подвергался, находясь в тюрьме, я не имел в своей душе зла на Сталина..." Николай Сидорович жил в Москве, похоронен на Новом Донском кладбище - его не стало 18 июня 1967 года. В 2000 году постановлением Президиума Верховного Суда России приговор 1955 года в отношении Власика был отменен и дело «за отсутствием состава преступления». В 2001 году его дочь получила все награды, когда-то конфискованные у ее отца... Кем был Власик - возле Сталина? Действительно, его тенью. Он четверть века отвечал за его личную безопасность, разрабатывал систему охраны высших лиц государства - причем многие приемы, придуманные и внедренные им, используются до сих пор. Кроме того, на его плечах лежала масса бытовых проблем семь Вождя. После самоубийства жены Сталина Надежды Аллилуевой за воспитание детей - Светланы и Василия - также отвечал Власик. Когда его арестовали в декабре 1952 года он произнес пророческую фразу: "Не будет меня, не будет Сталина!...". Через два месяца 1 марта 1953 года последовала странная смерть Сталина, тайну которой историки разгадывают до сих пор. Вот что рассказывает о фильме его продюсер Алексей Пиманов: - После успеха сериала "Жуков" мы с удивлением наблюдали, как про сталинскую эпоху бросились делать фильмы и сериалы те, кто мало что понимает в той сложной, страшной и великой эпохе. Вот тогда и возникла мысль попробовать осмыслить это время в масштабном и честном фильме. Долго думали, кто тот герой, который видел все. И вдруг поняли, что это Николай Власик. Смерть жены Сталина, гибель Кирова, тайны репрессий 30-х годов, взлет и падение Берии, война, охрана военного Кремля, эвакуация ценностей, таинственная гибель в плену старшего сына Сталина Якова, Ялтинская, Потсдамская конференции, одиночество и болезнь Сталина в конце жизни, борьба за власть после его смерти, - все это этапы жизни и карьеры легендарного начальника сталинской охраны Николая Власика. Обо этом наш фильм. Власик - символ эпохи. Вначале невероятный взлет, огромная власть, а потом падение, тюрьма, ГУЛАГ. В тюрьме его дважды «расстреливали», мучили круглосуточным детским плачем за стеной, который он не переносил. Как говорила дочь Власика, «он зашел в камеру бравым генералом, а вышел дряхлым стариком". Кстати у этого фильма очень необычный финал - символ. Впрочем, сами все увидите. Еще до начала работы над фильмом Алексея Пиманова поджидала настоящая журналистская удача и, в общем-то, сенсация: - Еще была жива Надежда Николаевна Власик, дочь Николая Сидоровича (на самом деле - племянница, но удочеренная Власиком - прим.ред.). Мы ее снимали для цикла документальных фильмов «Кремль-9». Надежда Николаевна жила в маленькой квартирке, в двух шагах от станции метро «Белорусская». Жила небогато, болела очень сильно. Ненавязчиво, крайне деликатно стали ей помогать, заботились. За несколько месяцев до смерти она мне позвонила, попросила приехать. Приехал. Слово за слово… Я ее слушаю, а она вдруг и говорит: «Алексей, а вот сходите в чуланчик. Там есть чемодан, лежит наверху без ручки, такой дерматиновый». Я его взял, открываю и говорю: «Это что?» А там такие блокнотики разрозненные, обрывки бумаг с карандашными пометками, салфетки, на которых записи были. Я переспрашиваю: «Это что такое?» Она говорит: «Дневники отца». То есть она их пятьдесят лет никому не давала. Я был первым, кто их в руках держал. Их было очень сложно расшифровать, потому что он писал очень так отрывочно. Надо было еще догадаться, кого он имеет в виду… В общем, своя эпопея… Сейчас дневники Власика в архиве Федеральной службы охраны. Исполнитель роли Николая Власика Константин Милованов работой в проекте доволен: - Я отношусь к тем актерам, которые, как говорится, и хочется и колется, и при чем колется гораздо больше, чем хочется. Хочется и интерес возникает в процессе работы. В какой-то момент было трудно, было страшновато. До этого у меня был только один опыт работы над персонажем, которого я застал, который ушел уже при моей взрослой жизни. В случае с этой ролью мне многое помогало. Каждые съемки всегда чем-то окружены и простыми моментами и трудными, и прорывами, и радостью от нахождения актерских ходов в сцене. Мне запомнились съемки этой картины тем, что мне удалось побывать в тех местах, где я, возможно, никогда и не побывал бы, и далеко не каждому это удастся. И на ближней даче Сталина, и когда мы снимали на даче в Абхазии. Там, где реально жили и работали, ходили и решали судьбы именно те люди, о которых мы снимали. Когда я ходил по этим полам, сидел на этих креслах, играл в бильярд, в который играл Власик – это очень сильно помогало, при всех трудностях. До того как меня пригласили к участию в съемках этого фильма я не имел представления о том, кто такой Николай Власик. Стал готовится, читать. Больше всего мне помогли воспоминания дочери и дневники Власика. В интернете я поднимал архивы и стенограммы его выступления на суде. Что он говорил, как он прикрывал спину Сталина. История любовных отношений Власика прописана в фильме отдельно. Но главной любовью, а может и единственной настоящей любовью, стала для него Ася - красавица, роль которой исполнила в фильме Ольга Погодина: - Для меня самое ценное - взгляд на эпоху со стороны разных людей, которые были в определенной близости к руководству страны, а кто-то, наоборот, был очень далек от этой власти. И вот как раз мой персонаж, Ася, была именно там, приближена к самой верхушке власти - и к Берии, и к Власику. Враждующие под ковром кланы постоянно сталкивались между собой лбами. И не всегда линия Берии совпадала с позицией Власика. Моя героиня невольно попадает именно в такой политический переплет, который, собственно говоря, и сломал ей жизнь. Исторические проекты для меня всегда интересны, потому что окунуться в другую эпоху - это всегда как перейти в другую жизнь или очутиться в мире иллюзий. И когда ты попадаешь в этот мир, ты понимаешь: во все времена жизнь была примерно одинаковой, разве только одежда менялась или бытовые удобства, а, как правило, нравы, духовные ценности, исконные стремления людей, оставались практически без изменений. И, благодаря этой "машине времени", артист может переходить из века в век, из одной эпохи в другую, примерять разные характеры и обстоятельства. Исторические картины лично для меня всегда интереснее, потому что, когда ты конструируешь образ, то как раз и понимаешь, что люди по природе своей - одинаковые, а, соответственно эпохе, всегда есть какие-то свои нюансы. Вот это и интересно: отличия в поведении, в представлениях о приличиях, даже в языке, на котором говорили в ту или иную эпоху. И именно вот этот "перелет", скажем так, на "машине времени" из века в век, в исторической картине, наверное, для артиста и есть самое интересное. Ну и, безусловно, характер твоего персонажа! Всегда хочется, чтобы в каждой картине это был человек, совершенно не похожий на твою предыдущую или последующую роль. Надеюсь, что этого удалось достичь. Режиссер фильма Алексей Мурадов настаивает: хотя это исторический фильм, основанный на реальных событиях, но относиться к нему нужно как к художественному кино. - Мы пытались воссоздать все максимально аутентично эпохе, но какая-то часть материала адаптировалась под сегодняшнего зрителя, - объясняет Алесей. - При подготовке к съемкам мы использовали и исторические книги, и мемуары, и документалистику, и фотографии тех лет. Снимать такие проекты сложно, но очень интересно, поскольку это - наша история, и чем больше углубляешься в нее, изучаешь секретные материалы, тем любопытнее становится, кардинально меняется понимание того, что тогда на самом деле происходило. Съемки фильма происходили и в Москве (в Кремле и на ближней даче Сталина, причем для съемок на Мосфильме был полностью воспроизведен интерьер кабинета Сталина в Кремле и его Кремлевской квартиры.), в Абхазии (там снят эпизод покушения на вождя во время его прогулки на катере в 1933 году), а эпизод убийства Сергея Кирова - в Петербурге в Смольном. Смотрите фильм на Первом канале 10 и 11 мая в 21:35, 12 мая - в 21-30.