В Тюмени выставили уникальных идолов северных народов
В археологическом музее-заповеднике на озере Андреевском под Тюменью выставлены уникальные деревянные идолы северных народов Тюменской области. Коллекция идолов, давно лежавших в фондах музея, впервые представлена для широкого обозрения в рамках выставки «Религиозные традиции народов Сибири». Она представляет собой более сотни предметов 17 - 20 веков, связанных с проведением ритуально-обрядовой деятельности угорских и самодийских народов: одежда, музыкальные инструменты, жертвенное покрывало, обрядовые маски, палки для счета песен, куклы, обереговые металлические украшения. Как сообщает ИА «Тюменская линия», коллекция деревянных идолов собрана известным этнографом Владимиром Адаевым, и находилась в очень ветхом состоянии. С помощью специального раствора удалось остановить их старение. Деревянные идолы устанавливались, как правило, в священных местах северных народов. В своей работе «Полуостров Ямал» писатель Борис Житков приводит описание такого места: «Это длинный ряд куч сядэев, обложенных черепами жертвенных оленей, обвязанных обрывками шкур. Деревянные идолы (сядэи) сгруппированы в семь отдельных куч, стоящих вытянутым рядом в нескольких шагах расстояния одна от другой. Деревянные идолы здесь в виде коротких обрубков древесного ствола со стесанной наверху головой и грубыми насечками на месте глаз, носа, рта; или в виде длинных и тонких обтесанных палок, покрытых группами зарубок по семи в каждой группе. В середину каждой кучи, как это обычно и на других жертвенных местах Ямала, вставлена сухая лиственница – священное дерево самоедов. Каждая куча сядэев считается местом поклонения отдельных рядов». По мнению специалистов, большой интерес могут вызвать палки для счета песен. «Это своего рода дневник какого-то отдельного праздника. Человек делает зарубки на квадратной палке, по которой потом можно восстановить всю программу такого важного праздника как Медвежий день – какие песни были исполнены, как, о чем», - пояснил специалист музея Эдуард Гаврищюк. По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Он отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара: зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за непослушание. Но люди стали почитать его и справлять Медвежий праздник, который длился несколько дней. Раньше такой обрядовый праздник устраивали в честь убитого медведя. Если это был самец, то ханты и манси праздновали не менее пяти дней, если самка - четыре дня, если медвежата - два-три дня.