Иркутский наличник как бренд. Сибирячка делает сувенирные окошки из гипса
Иркутянка Оксана Романова показывает миру красоту старинного Иркутска уже больше трёх лет. Она создаёт объёмные картины из гипса, главный герой которых - деревянное окошко, украшенное кружевными наличниками. Глядя на её работы, сначала не верится, что автор - не мастерица с художественным образованием, а сотрудник института географии СО РАН. В руках Оксаны гипс, казалось бы - холодный и тяжёлый материал, превращается в сказочные, на вид просто воздушные, картины, от которых веет домашним теплом и уютом. Корреспондент «АиФ в ВС» узнал у необычной художницы, почему иркутские окошки она называет душой города в архитектуре. «Напоминает отчий дом» «Окна интересовали меня всегда - ещё в детстве очень нравилось заглядывать в расположенные на первых этажах, чтобы, знаете, подглядеть, как там жизнь идёт, - рассказывает Оксана. - Сначала, когда начала работать с гипсом, выбирала в основном флористические мотивы. А потом решила, почему бы не сделать такое панно, где окно было бы само по себе. Получилась совсем примитивная работа - окошко с наличниками, но без ставен, кот на подоконнике. Я показала эту работу в соцсетях, и к моему удивлению, её сразу забрала себе одна пожилая женщина. Сказала, что эта картина напоминает её отчий дом». В то время, когда Оксана выпустила в мир первое окно, набирал популярность Виртуальный музей наличников столичного блогера Ивана Хафизова, который собирает у себя на сайте фотографии резных окошек со всей России. Конечно, «засветилась» там и иркутская подборка. «Когда рассматривала эти фотографии, меня поразило, сколько вокруг нас красоты и почему мы её не замечаем, - говорит Оксана. - Я прогулялась по старым улицам, нашла те дома, снимки которых разместил у себя Иван (у него на сайте они были без указания адресов). А поскольку у меня уже был в руках мой инструмент - гипс, решила вылепить иркутское окошко». Первые работы собрали множество хороших откликов, что особенно ценно для мастерицы - от тех иркутян, которые живут или когда-то жили в домах, наличники с которых рисует Оксана. Так, один иркутянин попросил сделать окошко с дома в переулке Пугачёва, которого уже нет. «Для меня это как память о детстве. Дома нашего давно уж нет, но я бы очень хотел сохранить хотя бы его «кусочек», - говорил он Оксане. Иркутский эксклюзив У мастерицы есть в Иркутске любимые окна. К примеру, с «кукольного» дома на углу улиц Карла Маркса и Декабрьских Событий. «Этот дом многим нравится, окошки у него очень нарядные, у них такой сувенирный вид. Я их рисую с самоваром», - улыбается Оксана. В этом прелесть творчества: художница никогда не оставляет окна пустыми, даже если в жизни там ничего нет, всегда старается «поселить» там кота или типичного обитателя всех русских подоконников - герань. Из-за такого декора живым получаются даже окошки с домов, которые давно заколочены. Например, с ветхой избушки на улице Подгорной (напротив музея ретротехники), которая, по словам художницы, доживает свой век. «Это одно из моих любимых городских окошек, хотя дом стоит закрытый уже много лет. Нарядным у него остаётся только фасад, «задник» абсолютно ветхий. Возможно, снесут скоро - не думаю, что он представляет какую-то ценность для истории. Но для меня представляет: у него невероятно красивые наличники, хоть уже полуразрушенные». Иногда Оксана вырезает на своих панно окошки из других городов, смеётся, что уже стала экспертом в деревянной архитектуре, говорит, что иркутское - не спутает ни с какими другими. «Наши окна отличаются тем, что они громадные, торжественные, с вензелями и геральдическими лилиями в стиле сибирского барокко. В них есть этакая театральность, даже помпезность. Несмотря на то что дом деревянный, чувствуется, что он городской, не деревенский». Чаще всего создать иркутское окошко Оксану просят в подарок тем иркутянам, которые уехали из родного города, но скучают, и душой тянутся домой. Картины иркутянки уже живут во Франции, Германии, Италии, даже в Америке. Хотя в последнее время творчество мастерицы всё больше интересует и самих жителей Иркутска. Оксана замечает, что фотографировать и рисовать красивые окна стало модно. «Я думаю, когда что-то исчезает, уходит в историю, люди перестают считать это обыденностью и обращают больше внимания. Так и с окнами получилось - во многом благодаря фотографам, художникам мы можем посмотреть на старые деревянные дома другими глазами, увидеть в них не покосившуюся избушку, а произведение искусства».