Войти в почту

Под старый клавесин «судьбы сплетенье»

В Академическом театре Российской армии премьера — «Кабала святош». Художественный руководитель театра Михаил Морозов в третий раз обращается к творчеству Булгакова.Блестящая эпоха «короля-солнца» Людовика XIV, с богатыми нарядами, изысканными манерами, любовью, праздниками, театром, воссоздана в спектакле без намека на экономию. Людовик XIV (его роль исполняет Николай Лазарев) был щедрым королем и награждал своих талантливых подданных, включая драматурга, актера и директора театра Пале-Рояль Мольера (Андрей Егоров), так, как мог себе позволить только самый могущественный, великий и дальновидный правитель. Спектакль «Кабала святош» начинается со сцены, в которой капитан мушкетеров приносит Мольеру от короля мешочек с большой суммой денег как награду за новую пьесу. Сам король сидит в зале и наблюдает за игрой Мольера. Вскоре станет известно, что «король-солнце» не только смотрел спектакли, но и учился у Мольера актерскому мастерству. Людовика XIV, долгожданного сына Анны Австрийской, с пеленок готовили стать королем и учили лучшие специалисты. «Корольсолнце» прекрасно играл на лютне, на гитаре и на клавесине. Каково же было удивление и возмущение Людовика XIV, когда он увидел (а случилось это 6 августа 1666 года), что клавесин играет сам, без музыканта. Оказалось, что внутри клавесина сидел Жан-Жак Бутон (Константин Деникин) и играл на внутренней стороне инструмента. Король хотел казнить этого обманщика, но Мольер спас его и усыновил. Историю описал Михаил Булгаков в 23-й главе книги «Жизнь господина Мольера» из серии «Жизнь замечательных людей» . Эта встреча станет роковой для Мольера и предрешит его участь. Бутон предаст усыновившего его человека, рассказав королю о том, что он подслушал разговор любовницы Мольера, актрисы Мадлены Бежар (Ольга Богданова), согласно которому ее сестра Арманда (Елена Сванидзе) — дочь ее и Мольера. А рок в том, что Мольер женится на Арманде, то есть на своей дочери, не зная об этом. «Кабала святош» — общество праведников архиепископа маркиза де Шарона, жаждущее расправы над автором «Тартюфа». Король лишает Мольера своей милости, расположения и делает его самым презренным из всех подданных. Строки поэта Бориса Пастернака, жившего в одну эпоху с Булгаковым, из стихотворения «Свеча»: «Сплетенье рук, сплетенье ног — судьбы сплетенье» вспоминаются, когда смотришь спектакль. Так причудливо все сплелось в судьбе Мольера. Горящие свечи обрамляли сцену, на которой разыгрывалась трагедия великого человека. Свечи горели, когда драматург писал свои пьесы; свечи горели, когда он признался в любви; свечи горели, когда он играл на сцене, и свечи горели, когда он умер. Также в спектакле много музыки, стилизованной под музыку XVII века (композиции специально для спектакля написаны Рубеном Затикяном). Режиссер определил жанр спектакля как «драма», притом что Мольер не написал ни одной драмы за всю свою жизнь. Только комедии и фарсы. Но в спектакле немало смешных сцен, вызывающих взрывы хохота в зрительном зале. Спектакль заканчивается рождением парижанина Мольера. Жан-Батист Поклен (Мольер — это псевдоним) родился раньше срока в буржуазной семье. Его отец был камердинером Людовика XIII. Но Мольер не стал продолжать буржуазное дело, выбрав театр. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Борис Морозов, режиссер, художественный руководитель театра: — Спектакль рождался непросто, как, впрочем, всегда происходит с Булгаковым. Нужно время и желание, чтобы разгадать загадку булгаковского слова, фразы. Во фразе Булгакова такая нагрузка, такой объем, и надо найти способ, чтобы донести до зрителя зашифрованную загадку автора. Секрет пьесы «Кабала святош» еще в том, что сам Булгаков предупредил: «Глупо думать о том, что я написал о взаимоотношениях художника и власти, я написал о взаимоотношениях художника и судьбы». Когда я прочитал эту фразу, то обратил внимание на слово «судьба». Подумал, что в пьесе есть не только театр Мольера, но и театр короля Людовика, а рядом с этим еще театр архиепископа Шарона, и столкновение этих трех театров, с разной природой, с провокациями, составляет конфликт. И в борьбе трех театров — личная жизнь самого Мольера, его грехопадение во имя театра. В пьесе все неоднозначно, как неоднозначно и в жизни Мольера. Творчество драматурга — праздник театра, который с нами всегда.

Под старый клавесин «судьбы сплетенье»
© Вечерняя Москва