Сергей Кавтарадзе прочитает лекции в Екатеринбурге
Сергей Кавтарадзе – искусствовед, историк архитектуры, член Союза московских архитекторов. Лауреат премии «Просветитель»-2016 в номинации «Гуманитарные науки» за книгу «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле». 29 апреля в Екатеринбурге (Свердловская область) состоятся две лекции известного искусствоведа Сергея Кавтарадзе в рамках научно-популярной программы премии «Просветитель». В Музее Архитектуры и Дизайна УРГАХУ в 15:00 состоится первая лекция «Барбаро и Аристотель. Четыре причины виллы Барбаро». Вилла Барбаро Лекция посвящена выдающемуся памятнику позднего итальянского возрождения – вилле братьев Барбаро в Мазере, построенной Андреа Палладио и расписанной Паоло Веронезе. Лектор представит гипотезу, согласно которой Даниеле Барбаро – выдающийся политический и религиозный деятель Венецианской республики, знаток искусств и автор многочисленных теоретических трудов (в том числе обширных комментариев к «Десяти книгам об архитектуре» Витрувия) – не просто поручил гениальным мастерам строительство семейной резиденции, но и разработал общую для всего комплекса символико-аллегорическую программу. Согласно данной гипотезе, композиция комплекса виллы может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к учению Аристотеля о четырех причинах – материи, движущей причины, формы и цели; а сама вилла замышлена как сакральное сооружение, участвующее в прибавлении гармонии во Вселенной и в преобразовании дикой природы (natura inculta) в облагороженные человеком сельскохозяйственные угодья (santa agricoltura). Иными словами, символическая программа виллы в Мазере – это попытка Даниеле Барбаро изложить свое видение устройства мира и смысла жизни в нем. Вторая лекция «Храм, город и Град Небесный» начнется в 17:00 в книжном магазине «Пиотровский» (ул. Бориса Ельцина, д. 3). Мечеть Купол скалы Рассказ будет посвящен тому, что такое храм в представлении народов авраамических религий, то есть иудаизма, христианства и ислама. У идеи храма есть своя, символическая история, не во всем совпадающая с тем, чем занимаются археологи и искусствоведы. Начинается она с камня, навеявшего Иакову знаменитый сон про ведущую в небо лестницу и через скинию Моисееву – «храм-палатку» для странствий по пустыни – приводит к иерусалимскому Храму Соломона, туда, где сегодня высится золотой купол Куббат-ас-Сахра. Далее уже сам Священный Город – Иерусалим – становится местом поклонения и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Наконец, христиане, не имея возможности регулярно посещать Святую Землю, возводят в собственных странах множество Новых Иерусалимов, а также приходят к идее, что в будущем на небесах праведников ждет прекрасный город – Иерусалим Небесный. Остается добавить, что и тайные общества – тамплиеры, масоны – также посвящали себя служению Храму, когда- то построенному на горе Сион. Фото из википедии.