«Великая» снова приходит на Первый
С понедельника на Первом канале начинается показ многосерийного фильма «Великая» о жизни и становлении самой неоднозначной, яркой российской императрицы Екатерины. Смотрите картину в 21:35 по будням. Показ – не премьера. Сериал показывали на Первом канале в 2015 году. Надо сказать, с большим успехом, что неудивительно: работа режиссера Игоря Зайцева снята в духе лучших западных сериалов «Тюдоры», «Рим» и «Борджиа». Проект относится к числу самых крупных и высокобюджетных проектов в истории нашего телевидения. События в фильме развиваются без малого двадцать лет, охватывая период с 1744 по 1762 год. В очень долгой работе над сценарием Сергей Юдаков и Алексей Гравицкий использовали архивные документы, воспоминания и дневники, в том числе, и Екатерины Великой. Насколько нам известно, ныне идет работа над продолжением – периодом истории с 1762 по 1775 и с 1775 по 1796 годы. Действие начинается с приезда прусской принцессы Софии Фредерики в Россию для замужества – она невеста наследника российского престола Петра III. Перейдя в православие, она становится Екатериной. Но, увы, брак ее несчастен: супруг ненавидит ее. Но императрице Елизавете Петровне нужен наследник, способный править страной, так как капризный и взбалмошный Петр на эту роль не подходит. После семи лет тягостного супружества Екатерина рожает сына. Императрица забирает маленького Павла на воспитание. Разлученная с ребенком и лишенная единственного шанса на женское счастье, Екатерина намерена бороться. Она ищет союзников среди тех, кто не хочет видеть Петра на престоле... Слово режиссеру По словам режиссера Игоря Зайцева, у многих из нас набор совершенно шаблонных представлений о Екатерине: - Мы знаем, что она была великой царицей, у нее было море любовников, и вроде она участвовала в каком-то перевороте. Это такой минимум, который каждый знает и, соответственно, будет ждать этого и от нашего фильма. Мы зрителя в этом плане не обманем, но расскажем о Екатерине намного больше. Ведь она – одна из самых ярких и неординарных личностей в нашей истории, удивительная, красивая женщина. Немка, которая полюбила Россию больше, чем свою Родину, а Россия приняла ее как свою – как это произошло? Для меня одна из важных черт Екатерины заключается в том, что когда она приехала, то очень быстро смогла завоевать внимание и расположение двора. Она была любимицей, знала дни рождения всех придворных, дарила подарки. Наш фильм – это попытка разобраться в удивительной личности, в ее сложном и неоднозначном характере. Литературы об императрице и по той эпохе много. Нашими основными источниками при подготовке были книги самой Екатерины и ее сподвижницы Дашковой. В нашем фильме есть только один вымышленный герой – Василий Залесский. Он был нам необходим, чтобы придать романтизм нашей истории и украсить ее. Залесский, по сути, – русский мушкетер, образец удали, мужской силы, драчун, красавец, смельчак и тайный воздыхатель Екатерины Великой. О таком зритель обязательно скажет: «Вот это парень!» Кастинг был серьезный и долгий. Первоначально была мысль пойти по пути портретного сходства актеров. Но мы быстро от этой идеи отказались и вот почему: если посмотреть, например, на портреты бравого военного – графа Григория Орлова – то это довольно пухленький, милый человек, который как-то не сочетается с современным представлением о героической личности. Далек от идеала мужской красоты и муж Екатерины – Петр III. Нынешний зритель не только не поверил бы таким героям, он их не полюбил бы, потому что понятия о красоте в XXI веке иные, нежели в XVIII. И основной вопрос, когда речь идет об историческом персонаже, кто сегодня для зрителя – Екатерина II, кто – граф Орлов или граф Бестужев? Каждое время рождает свое представление. И речь идет о том, как современные режиссеры, актеры, сценаристы представляют ее личность, ее роль в истории, ее особенности и характер. Кино, которое бы снималось о Екатерине Великой в 50-е годы, абсолютно точно было бы иным, как будет другим и кино о ней через 20 лет. Каждое время рождает свое представление о героях. И когда шел кастинг на роль Екатерины, нам было важно, чтобы пришла актриса, и мы увидели, что это ОНА. Чтобы партнеры, которые рядом с ней, могли сказать – это и есть будущее России, а публика бы в это поверила. И в Юле Снигирь это было. Я сразу понял, что это – наша Екатерина. Мне важно, чтобы герои нашего фильма не выглядели просто ряжеными. Важно, чтобы зритель видел этих людей в действии, в истории, но мог проводить параллели с сегодняшним днем и узнавать себя. Ведь все развивается по спирали: и отношения людей в любви и во власти, и противоречия, и международная политика. Актеры и роли Безусловно, актерский состав картины – колоссальная удача режиссера. Совершенно великолепна Наталья Суркова, играющая Елизавету Петровну. Императрица была ярка во всех своих проявлениях: например, она переодевалась в день по четыре раза, у нее было 4000 нарядов. Императрица любила, чтобы у нее все было лучше, чем у других – с интересного платья дамы на балу она могла срезать кружева, а красивый цветок сорвать с головы вместе с волосами. Блистательно сыгранная Сурковой роль поражает – Елизавета, о которой написано не так много, ожила на экране и ей веришь абсолютно. Она неоднозначна, многокрасочна, следить за ее поведением и интригами – абсолютное наслаждение. Ну и окружение завораживает. Так, Павел Деревянко великолепно сыграл Петра – по его признанию, он нашел, за что можно полюбить его: - Он честный сам с собой, откровенный, эксцентричный, слабый, как и все мы где-то, открытый, эгоцентричный. Вообще, это замечательно, когда у актера есть возможность сыграть такую эпоху – я получаю невероятнейшее удовольствие. Это моя первая историческая костюмная роль такого плана. Отдельные реверансы необходимо сделать в адрес Сергея Шакурова, воплотившего на экране образ Алексея Бестужева, и Романа Мадянова, ставшего великолепным Александром Шуваловым. Первую роль в историческом фильме сыграл и Марк Богатырев (Залесский): - Теперь у меня такое ощущение, что я жил в ту эпоху и она мне очень близка. К съемкам я подошел серьезно, ведь по роли у меня много трюковых сцен на конях, поединков на шпагах. В театральном у меня было фехтование, но все эти навыки были на очень простом уровне, поэтому я пошел учиться верховой езде и фехтованию. Ну а Павлу Трубинеру (Григорию Орлову) его герой понятен и симпатичен: - Орлов – человек широкой души, любвеобильный, мужественный, шутливый, вспыльчивый, взбалмошный, смелый. Пишут, что он был недалекого ума, но, думаю, что это не совсем так, потому что не совсем умный не дошел бы до таких вершин. Он был человеком разносторонним, и многое сделал для России и для ее великих умов – писателей, ученых. Юлия Снигирь получила приглашение попробоваться на роль Екатерины в тот момент, когда находилась на некоем жизненном перепутье: - Я поняла, что не смогу жить в Лос-Анджелесе, но и здесь свое место пока не нашла, была растеряна, не уверена в себе и совершенно не видела себя в роли Императрицы. Когда меня утвердили, даже испугалась – не понимала, как подступиться к такой роли. А потом подумала, что видимо, неслучайно звезды сложились именно так - наверное, что-то любопытное может получиться от сочетания моего существа с ее существом. Сложно почувствовать в историческом персонаже живого человека. Меня интересовали самые простые вещи, из которых складывается характер. Она очень жадно жила. Меньше всего мне хотелось показать бедную несчастную девочку, которая мечтала о тихом семейном счастье, а потом ее обидели, и она стала жесткой и сильной. Возможно, это хорошо по законам драматургии. Но мне было плевать на драматургию, меня интересовала Екатерина такой, какой она была на самом деле. Вот, к примеру, пишут, что она умела всех обаять и найти со всеми общий язык. Но ей же не могли нравиться абсолютно все. Значит, с кем-то она была неискренней? Это недостаток? Нет, скорее, следствие живого, пытливого ума, который, например, может раздражаться на глупость. Я не хотела изображать просто женщину XVIII века. Да, был этикет, но был и живой человек, со своим характером и индивидуальностью. Меня интересовали не правила, а скорее нарушения этих правил. Забавные факты Для фильма, консультантом которого был историк из «Эрмитажа», было изготовлено 30 вееров, более 500 искусственных цветов, гирлянд и искусственных фруктов, которые использовались для украшения столов, 20 вилок, 20 ложек и 20 ножей для императорских застолий. Какая-то часть столовых приборов бралась в аренду на «Ленфильме»; некоторые из них «снимались» в сериале Владимира Бортко «Петр Первый», 200 экземпляров глиняной посуды – кружки, кувшины, горшки-кашники с крышками, миски, тарелки, 10 штофов и графинов, 5 бокалов с гравировкой Елизаветы Петровны и еще огромное количество мелочей и не только – чтобы полностью воссоздать исторический антураж.