Как Микаэл Таривердиев предвосхитил рождение трип-хопа
Режиссер Радмир Шайхутдинов поставил необычный концерт-спектакль по произведениям советского композитора Микаэла Таривердиева, в котором попытался показать свежий взгляд на классические работы мэтра, а также на сочинения, которые при жизни автора считались весьма авангардными. Не всем известно, что помимо знаменитых мелодий из кинофильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и других картин композитор создавал и экспериментальные опусы, такие как композиция «У тебя такие глаза», которую пела Майя Кристалинская, или вокальный цикл на стихи Григория Поженяна. По мнению режиссера, он стал одним из предвестников нового жанра, официально появившегося только в 1990‑х годах в Великобритании. Зрители с первых минут погрузились в театральную атмосферу: когда свет погас, в луче софита из зрительного зала на сцену вышел молодой скрипач, играющий национальную армянскую мелодию в память о Таривердиеве, родившемся в армянской семье. Когда музыкант занял свое место в оркестре «Русская филармония», внимание публики переключилось на большой экран, где появился главный герой вечера, под собственный аккомпанемент читающий сонет Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной». Все первое отделение концерта, если не считать прелюдии, режиссер посвятил одному из самых ярких и нестандартных произведений Микаэла Леоновича — моноопере «Ожидание», которую спела солистка Большого театра Екатерина Морозова. Она была написана на стихи одноименной поэмы Роберта Рождественского для актрисы Камерного музыкального театра Бориса Покровского Марии Лемешевой, ставшей там ее единственной исполнительницей, в том числе и когда постановка была «реинкарнирована» в XXI веке. По задумке в ней есть единственный персонаж — Она (так назвали его сами создатели), женщина, которая приходит на свидание на 32 минуты раньше (столько длится моноопера) и переживает за это время целый шквал эмоций. Слушая ее, погружаешься в бездонный психоделический океан, где сплетаются разные музыкальные мотивы, ритмы, партии и идеи. Тема гораздо шире, чем просто ожидание встречи с конкретным человеком, это и ожидание любви, счастья, взаимности, возвращения родных с войны. Текст задает направление, но основное развитие психологического сюжета происходит в самой музыке. Финал остается открытым, каждый слушатель может сам для себя решить, чем же заканчивается история и заканчивается ли она вообще. Вторая часть действия была более пестрой и динамичной. К академическим музыкантам присоединились эстрадные герои. Лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев, дружелюбно улыбаясь, спел под гитару уже ставшую народной «Со мною вот что происходит», инди-певица из Литвы Алина Орлова, играя на рояле, показала свои вокальные вариации романса «Мне нравится» на стихи Марины Цветаевой и ироничной «Если у вас нету тети» на текст Александра Аронова. Сюрпризом стало появление на площадке Юлии Бужиловой, участницы первой «Фабрики звезд», которую тогда сравнивали с Ренатой Литвиновой и называли «новой Линдой». Продюсеры и СМИ пророчили ей большое будущее, но загадочная артистка внезапно исчезла с большой сцены. Неизвестно, собирается ли девушка возвращаться в шоу-бизнес, но в этом проекте ее заинтересовала режиссерская задумка, поэтому она с удовольствием согласилась принять в нем участие. Георгий Юфа из другого, более молодого телеконкурса «Голос» спел композицию «Не исчезай» и сыграл на виолончели прелюдию из кинофильма «Ошибка резидента» вместе с оркестром, дирижером которого стал Владислав Лаврик, также солировавший на трубе. «Память», «Мгновения», «Песня о далекой родине» достались Константину Сучкову, который, как и Морозова, входит в труппу Большого театра, монолог «Я такое дерево» и песня «Я спросил у ясеня» — актеру театра и кино Владимиру Кошевому. За роялем весь вечер был Алексей Гориболь, а ведущей — вдова мэтра Вера Таривердиева. Режиссер Радмир Шайхутдинов рассказал «MegaБиту» о том, как появилась идея концерта-спектакля и чем актуальна музыка композитора сегодня: — Все началось с песни «У тебя такие глаза», которая, хотя и была написана в 1960‑х годах, именно сегодня вызывает резонанс у публики и у современных музыкантов, многие из которых даже делают на нее ремиксы. Как это ни удивительно, я считаю, с нее началось развитие трип-хоп-направления в российской музыке, несмотря на то что такого стиля во времена ее создания не существовало еще и в Великобритании — он возник только в 90‑х. Получается, что у нас в стране Таривердиев предвосхитил его, предчувствовал музыкальное будущее. Мы пригласили исполнить эту композицию именно Юлию Бужилову, потому что я понимал, что ей удастся сделать это максимально тонко, точно и при этом по-новому. Я искал проводников, артистов, которые смогут представить произведения Микаэла Леоновича в актуальном звучании. Алина Орлова, например, показала абсолютно неожиданное прочтение «Если у вас нету тети», органичное и для нее самой, и для творчества композитора. Владимир Кошевой тембрально близок к самому Таривердиеву, поэтому он прочитал монолог на стихи Поженяна. Все опусы звучали свежо, другое дело, что среди публики было много представителей старшего поколения, и возможно, не все они были готовы к экспериментам в отличие от молодой аудитории, которой был более интересен такой опыт. И на сцене, и в зале произошло столкновение прошлого и настоящего. Мне как режиссеру было любопытно за этим наблюдать.