Россия 20 лет в «борьбе за климат» без национальных интересов
Выступление директора Института экологии и управления экономикой природопользования Академии МНЭПУ Виктора Васильевича Потапова на российско-французском парламентском семинаре «Роль парламентов и экспертного сообщества в выработке решений по проблеме изменения климата. Актуальные задачи реализации Парижского соглашения» в Совете Федерации РФ 6 апреля 2017 года Подмена первая Подмена вторая — фундаментальная страны имеют право на своих территориях проводить собственную национальную политику, в том числе с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду, если это не нарушает интересов других стран, связанных с состоянием окружающей среды. То есть не ухудшает ее. Вот, что мы видим на следующем Рис. 1. Получается, что ни одна из ведущих стран-эмитентов, за исключением России, не соблюдает ни 2-й, ни другие ключевые принципы Декларации Рио. Никто, кроме России не выполняет требование не наносить ущерба окружающей среде соседей. Таблица 1. Различные методы оценки результатов коэволюционного баланса территорий России по атмосферному природопользованию за год по результатам баланса объёмов антропогенных выбросов к минимальным объёмам поглотительного ресурса территорий России (превышение объёмов поглощения над объёмами выбросов от 3 до 9 млрд тонн в эквиваленте СО2 в год). Методы оценки (из расчёта баланса 3 млрд тонн в эквиваленте СО2) Стоимостьмлрд $ Стоимость млрд руб.(по курсу 50 руб. за $) По стоимости прав на выбросы в странах Евросоюза — $3400 10 200* 510 000 По средней стоимости затрат на сокращение выбросов в странах ОЭСР — $150 22 500 По стоимости прав на выбросы в России — $300 900** 45 000 По средней стоимости затрат на сокращение выбросов в России — $35 По ценам углеродного рынка в рамках киотского протокола на конец 2012 года — $1 Объем «полученных» компенсаций России за использование её поглотительного ресурса в рамках Киотского протокола периода 2008−2012 гг. (по проектам совместного осуществления) риски для России в рамках Парижского соглашения и последующих решений его участников как раз в том и заключаются, что подписывая его, Россия не предусмотрела признания нашего экологического донорства и не выработала никаких мер защиты отечественной промышленности. И в целом никаких внутренних механизмов и инструментов, которые учли и обеспечили бы российские экономические интересы не только на внешних, но и на внутренних рынках. нам необходимо сначала определиться с приоритетами на внутреннем рынке и лишь потом принимать какие-либо решения по Парижскому соглашению на международном уровне. Это не что иное, как практическое отражение русской народной пословицы — «На ком пашут, на том и воду возят!».